logo
учебник Солонин, Каганов

5.2. Культурная самоидентичность 93

один и что его неповторимая индивидуальность защищена от хаоса

одиночества определенной традицией.

Психосоциальная Понятие ≪психосоциальная идентичность≫ было

идентичность введено американским психологом и психотера-

. певтом, причисляемым к неофрейдистской традиции,

Э. Г. Эриксоном. Под идентификацией личности Эриксон

понимал субъективное чувство и в то же время объективно наблюдаемое

состояние самотождественности и целостности индивидуального

Я, сопряженное с уверенностью человека в тождественности,

истинности и целостности того или иного разделяемого

с другими людьми образа мира и своего места в этом мире.

Идентичность выступает фундаментом всякой личности и показателем

ее психосоциального благополучия. По Эриксону, она включает

в себя следующие моменты:

—внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего

мира, ощущении времени и пространства;

—тождество личных и социально принятых мировоззренческих

установок;

—чувство включенности Я-человека в какую-либо общность.

Таким образом, идентичность включает несколько аспектов.

У всякого человека существует уверенность, что ≪Он есть≫, т.е.

существует как автономная уникальная индивидуальность, в'опреки

всем очевидным изменениям, которые происходят вокруг него и в

нем самом. Не меньшее значение имеет нормативность индивидуального

психического развития и душевного благополучия (личностная

идентичность). Эта норма не обязательно выражается в именовании,

своде отчетливо осознаваемых правил, озвученных поведенческих

регламентов. Очень часто она ощущается интуитивно, на

предсознательном уровне, действует как ≪непонятно кем спущенный

императив≫. Признак принадлежности индивидуального бытия

к некоторой социальной общности, определяемой конкретной исторической

данностью (групповая или коллективная идентичность),

выступает еще одной стороной идентичности. И наконец, последний

ее аспект —свидетельства обретения экстенциальной, т.е. фун-

дамфтально-жизненной, устойчивости перед лицом угрозы несуществования-

смерти.

Общим моментом перечисленных аспектов идентичности, а также

главным условием их формирования, согласно Эриксону, выступает

соотношение психологических и социокультурных параметров

жизни человека. Они принимаются как соответствие (или,