logo
учебник Солонин, Каганов

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 273

лический смысл: битва, охота, дипломатия, власть —все окружается

ритуальной символикой и требует выполнения определенных ритуальных

правил. Системно-структурный подход к оценке явлений

чужд средневековому сознанию. Всякое конкретное дело рассматривается

не столько как часть более общего целого, сколько как

символ, представляющий целое. Время мыслится чем-то отдельным

от вечности: в любом его периоде видится не частица вечности, а

ее проявление, ≪отблеск≫ или ≪призрак≫. Процесс познания понимается

не как движение от одного знания к другому и, соответственно,

от одних знаков к другим, а как углубление в знак.

Синтактический ____________тип культуры возникает в русской истории

в эпоху централизации государства. Сначала он находит выражение

в церковно-теократических и монархических концепциях

XVI—VII вв., затем утверждается в трудах идеологов ≪регулярного

государства≫ петровского времени. В этом типе знаковое, символическое

значение явлений и событий отбрасывается. Деятели

эпохи —практики, эмпирики. ≪Они ставят перед собой реальные,

достижимые цели и никогда не пожертвуют практическими интересами

дела ради мнимой, с их точки зрения, символической значимости.

Переход к этой системе воспринимается как отрезвление от

средневекового тумана, реабилитация практической деятельности≫1.

Петр сознательно разрушает средневековую ритуалистику двора

московских царей; Феофан Прокопович доказывает, что обожествление

иконы и отношение к ней как к знаку святости есть идолопоклонство:

молиться надо Богу, а не иконе.

Поиск скрытой символики вещей, их божественного предназначения

сменяется здравым смыслом и стремлением к ≪полезному≫

знанию. Теоретическое ≪умствование≫ становится предметом пренебрежительной

иронии. Происходит принципиальное переосмысление

реальности: теперь это уже не сверхъестественная, божественная

или дьявольская подоплека видимых явлений, а сами явле-.

ния. Значимость вещей и событий усматривается не в тайном смысле,

Который они несут как ниспосланные свыше и подлежащие разгадке

знаки потусторонних предначертаний, но в их соотнесенности с

другими явлениями и событиями, в их включенности в системы,

ряды, последовательности этих вещей и событий. Существование

означает ощущение себя частью целого и взаимодействие с другими

его частями. Единица, не связанная с системой, значения не имеет

(Петр I отчетливо выразил это в письме сыну Алексею: ≪Я за

мое отечество и людей, и живота своего не жалел и не жалею, то

1 ЛотмаН ЮМ. Ссмиосфера. С. 409.