logo
учебник Солонин, Каганов

8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 165

ческая согласованность между культурными значениями, как процесс

согласования этих значений -между различными субъектами

культуры либо культурами или как соответствие между культурными

нормами и реальным поведением носителей культуры, либо

как функциональная взаимозависимость между разными элементами

культуры, такими как обычаи, институты, культурная практика,

императивы повседневности и т.д. При взаимодействии представителей

различных культурных традиций согласование норм, выработка

соответствующих им. моделей поведения является чрезвычайно

важной и далеко не всегда проходит безболезненно. В различных

культурах связь между теми или иными формами культурной

практики может существенно варьироваться, что необходимо учитывать.

На сегодняшний день в культурологии различают следующие

формы как внутрикультурной, так и межкультурной интеграции:

конфигурационная, или Тематическая, интеграция представляет

собой интеграцию по сходству. Она имеет место тогда^

когда различные элементы культуры или различные культуры соответствуют

общему паттерну, имеют одну сквозную общую ≪тему≫.

Хотя потенциально возможности культурного самопроявления человека

безграничны, так же как и культурные ресурсы той или

иной культуры, тем не менее ≪тема≫ обеспечивает избирательность

человеческой активности или задает культуре некий ориентир или

стержень, вокруг которого выстраиваются все остальные компоненты.

Этот ориентир может быть положен в качестве безусловного

основания, отправной точки при дальнейшем согласовании различий,

приведении их в соответствие. Например, основой культурной

интеграции западноевропейских стран на протяжении многих столетий

служила христианская ≪тема≫. Ислам выступил стержнем

культурной интеграции всей мусульманской цивилизации (если

использовать терминологию С. Хантингтона) и пр. ≪Темой≫ может

стать религиозная доктрина, политическая идея, национально-этическая

идентичность, историческая традиция (корни) и пр. Интегрирующая

культуру ≪тема≫ может быть неосознаваемой или осознаваемой;

стилистическая интеграция проистекает из эстетического

стремления членов группы к аутентичному выражению собственного

опыта. Она представляет собой взаимную адаптацию интенсивно

ощущаемых элементов опыта, основанную на спонтанном

творческом порыве и формирующую специфический ≪стиль≫: стиль

эпохи, времени, места, народа, культуры. Мы прекрасно знаем из

истории, насколько большую роль в интеграции европейского че-