logo
учебник Солонин, Каганов

52 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

духа должна стать действительностью. ≪Эта конечная цель есть то,

к чему направлялась работа, совершавшаяся во всемирной истории;

ради нее приносились в течение долгого времени всевозможные

жертвы на обширном алтаре земли≫3.

В отличие, например, от Ж.-Ж. Руссо и его последователей, которые

полагали, что человек от природы свободен и только общество

лишает его этого состояния, Гегель исходил из того, что ≪естественное

состояние скорее оказывается состоянием бесправия, насилия,

вызываемых необузданными естественными влечениями≫ и только

≪общество и государство являются такими состояниями, в которых

осуществляется свобода≫4. Развитие последних, по Гегелю, в решающей

степени является духовным культурным процессом, центром

которого становится свободная личность. Таким образом, и у него

просматривается взаимосвязь идей философии истории с учением о

культуре.

Содержание философских предпосылок, на которых строится

историческая панорама развития человечества, раскрывается в понимании

содержания и смысла истории и ее конечных целей. Оно

определяется мировоззренческими и идеологическими пристрастиями

мыслителей. Различия между ними приводят к тому, что под

названием философии истории скрывается множество учений, различных

по своей направленности и содержанию. В этом она сходна

с философией культуры. Указанное внешнее сходство не раз дополнялось

и содержательной общностью, нередко доходившей до

полного совпадения предметов двух наук. Между общей теорией

культуры, философией культуры и философией истории не всегда

можно провести различия.

Это характерно, например, для трудов тех мыслителей, которые

признают сущностью исторического процесса развитие органической

целостности культурной реальности, реализующейся у разных

народов или в разные исторические периоды в конкретных культурно-

исторических формах или типах. Так, уже упоминавшийся

итальянский мыслитель XVIII в. Дж. Вико создал философию историй

как учение о культурных циклах, структурно единых у всех

народов. История является по своему содержанию последовательной

сменой стадий возникновения, совершенствования, расцвета и

упадка культуры, после которого она воспроизводится вновь в жизни

других народов. При этом Дж. Вико трактовал культуру предельно

широко, включив в нее, По существу, все известные ему

3 Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории. С. 19.

4 Там же. С. 40.