logo
учебник Солонин, Каганов

12.5. Субкультура и контркультура 283

ка, постоянно встречаются друг с другом, вместе отмечают свои праздники,

практически не ассимилируются. Между тем отличить ассирийца

от неассирийца на улице практически невозможно. Чего не

скажешь о другом народе —цыганах: они всегда заметны в толпе.

Степень ≪закрытости≫ у цыган гораздо меньшая, чем у современных

ассирийцев. Этнически субкультуры больших городов и соприкасаются,

и не соприкасаются между собой. В нынешних условиях

они, как правило, не мешают друг другу развиваться по -собственным

законам, хотя в каждом отдельном субкультурном комплексе

практикуются различные кодексы морально-нравственных императивов.

Корпоративные субкультуры^. Различные социальные группы

различаются не только характером работы в общей системе разделения

труда, но и ≪стилями жизни≫. Жизнь ученого отлична от жизни

журналиста, бизнесмена —от шоумена, продавца —от официанта,

дворника —от шофера и т.д. Манера одеваться, привычка проводить

свободное время, набор поведенческих регламентов, мысли и

чувства, материальные и экзистенциальные ценности, даже выбор

места жительства подчас в большой мере зависят от того, к какой

социальной прослойке принадлежит человек. Корпоративный принцип

лежит в основании многих субкультурных образований, которые

редко вступают в конфронтацию друг с другом, предпочитая

мирно сосуществовать, не нарушая пркоя.

Религиозные субкультуры. Ярко выраженным примером субкультуры

в современном мире могут считаться религиозные секты.

Эти культовые объединения нередко называют авторитарными.

Во главе их стоят, как правило, харизматические личности. Строжайшая

дисциплина, единомыслие, нетерпимость к другим культурным

традициям, асоциальная направленность требований —все это

доставляет массу хлопот власти. Очень часто секты вступают в

открытую конфронтацию с доминирующей культурой. К таким субкультурам

применяются строгие законодательные меры, которые

тем не менее не дают желаемого результата. Не все субкультурные

образования, выстраивающиеся по религиозному принципу, агрессивны.

Многие мирно соседствуют с другими. В российских городах,

где большинство исповедует православное христианство, такие

субкультуры часто представлены приверженцами других

религиозных доктрин. Мусульмане, например, отмечают свои праздники,

читают Коран на арабском, совершают паломничество к Каабе

и пр., считаясь при этом россиянами и идентифицируясь с российской

культурной традицией.

Возрастные субкультуры. Различные возрастные категории также

имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные ком-