logo
учебник Солонин, Каганов

3.4. Культурология и социология культуры 59

ет, и иногда существенно, на культуру. Наиболее ярким примером

является судьба культуры в условиях рынка, когда она должна подчиняться

общим законам рыночных отношений и потребления. Превращение

культуры в разновидность товара издавна вызывает, тревогу

у гуманистов и интеллектуалов.

Социальные институты в свою очередь не являются чем-то неизменным,

напротив, они находятся в процессе постоянных изменений

и трансформаций. Семья^государство и пр. в разные исторические

времена существуют в различных формах, имеют разные

функции и содержание. Более того, одни социальные институты,

изменяясь, существуют в разных, сменяющих друг друга типах общества,

другие —только в пределах конкретной социальной реальности;

новая социальная ситуация рождает новые социальные

институты. Таким образом, определенный вид культурной деятельности

в разных конкретно-исторических условиях может осуществляться

в различных социальных формах. Чтобы получить подтверждение

сказанному, достаточно обратить внимание на историю науки,

образования и воспитания. То многообразие социальных структур и

институтов, в которых они существуют в современном, необычайно

сложном и развитом обществе, не сопоставимо не только с количеством

социальных институтов в античные или средневековые времена,

но даже с теми, которые были еще сто лет тому назад. Таким

образом, социология культуры изучает не только соотношение культуры

и социальных институтов, но и культуру в контексте определенных

конкретно-исторических социальных систем и организмов.

Так, классическое средневековое общество, представлявшее собой

систему четко разграниченных сословий и корпораций, имело такую

же иерархию строго разделенных культур, развитых в каждом из

сословий или корпораций. Именно для средневекового общества было

характерно разделение на ≪высшую≫ культуру феодальных верхов и

≪низовую≫ культуру№, свойственную всему остальному обществу. В

первой выделялись утонченная придворная культура и культура рыцарства

1. Во второй четко разграничивались крестьянская и городская

культуры. Подобного рода разделение было упразднено в сменившем

феодализм буржуазном обществе с его массовыми процессами

производства, товарного обмена и обращения. Именно они,

особенно на базе постиндустриальных обществ массового потребления,

привели к возникновению феномена массовой культуры с различными

ее субкультурами.и поп-культурами.

1 См!: Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.

М., 1989; он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего

большинства. М., 1990; Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового

общества о самом себе. М., 2000.