logo
учебник Солонин, Каганов

11.3. Функционирование культуры 247

разума, совести, идеалов, духовности, эстетических чувств, но и таких,

в которых людьми проявляются качества более звериные, чем

у самих животных, —ограбление и убийство ближнего, военные

способы разрешения социальных противоречий, пытки, обман, предательство,

измена. Более того, одни и те же действия получают в

человеческом обществе прямо противоположные оценки: одни люди

рассматривают их как культурные, а другие —как антикультурные,

дикие, варварские. Это относится к верованиям и безверию, к использованию

ненормативной лексики в речи, к явлениям моды в

одежде и прическе, к украшениям, макияжу, татуировке, к различным

художественным стилям: импрессионизму, экспрессионизму,

кубизму, фовизму, абстракционизму... Культура оценивает самое

себя, и ее оценки зачастую оказываются различными, даже диаметрально

противоположными, потому что они даются с позиций социальных

групп, являющихся разными, подчас антагонистическими в

своем бытии, а значит, и в своем сознании. Таковы, в частности,

оценки Великой французской революции и Октябрьской революции

в России, фашизма, нынешние"религиозные конфликты, оборачивающиеся

кровавым противоборством сторонников террора как

высшего проявления мусульманской культуры≫, с теми, кто считает

всякий террор явлением антикультуры... В силу этого одного

только онтологического подхода к культуре недостаточно —к

ней необходимо подходить также с аксиологических ____________позиций.

Несмотря на эти противоречия, культура достигает своей высокой

цели очеловечивания, одухотворения, облагораживания бытия. Достаточно

сопоставить три этапа в ее истории, которые в XVII—IX

вв. назывались ≪дикостью, варварством, цивилизацией≫, чтобы при

всех издержках признать наличие прогресса. В меньшем историческом

масштабе прогрессивным является движение России от

Средневековья через петровские реформы, Просвещение XVIII в.,

расцвет художественной культуры в XIX в., дикий разгул гражданской

войны, большевистскую реставрацию крепостного права, рабского

труда в концлагерях и массового террора, уничтожавшего культурных

носителей, к современному состоянию культуры и надежде

на ее дальнейшее развитие в самых высоких проявлениях.

В функционировании культуры есть еще один важный аспект,

который касается возможности и способа ее саморегуляции, самоуправления.

Для достижения означенной цели каждая рефлексивная

система должна обладать двумя ≪механизмами≫: академик Д. Поспелов

метафорически назвал их ≪сознанием≫ й ≪самосознанием≫ системы,

поскольку один из них поставляет системе информацию о

том, что совершается в ее изменяющейся среде, а другой —о том,