logo
учебник Солонин, Каганов

466 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

культуры≫. Динамика ценностей культуры,.противоречия и трудно-'

сти культурного процесса рассматриваются в статьях ≪Кризис культуры

, ≪Конфликт современной культуры≫.

Мыслитель отмечает многозначность понятия культуры. Творческая

стихия жизни человека создает множество культурных форм:

общественное устройство и художественные произведения, религиозные

верования и моральные нормы, технические изобретения и

научные открытия, гражданские законы и философские трактаты.

В беспокойном ритме жизни, ее приливах и отливах, ее постоянном

обновлении они обретают устойчивость и начинают существовать

сами по себе. В этом заключается трагедия культуры. ≪Они

лишь оболочка, скорлупа для творческой стихии жизни и для ее

набегавших потоков≫1, —пишет Г. Зиммель. Эти явления в момент

своего возникновения вполне соответствовали жизни, но постепенно

они утрачивают эту связь, застывают, становятся чуждыми и

даже враждебными. Жизнь слишком динамична, чтобы удовлетвориться

однажды созданной формой. Поэтому жизненные силы вступают

в противодействие, они сопротивляются постоянству предшествующих

ценностей и стремятся к обновлению.

Эволюция культурных форм является предметом истории. Непрерывная

изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже

целых культурных стилей есть вполне очевидный результат бесконечности

творческих усилий человека в созидании культуры. Жизнь движется

от смерти к бытию и от бытия к смерти, заключает Г. Зиммель.

Но это противоречие может обратиться в свою противоположность

и недуг культуры. Старый политический режим, когда-то популярный,

а затем утративший своих сторонников, продолжает держаться

только силой инерции, чем стимулируется борьба против

отживших форм политической жизни, которые ограничивают и даже

препятствуют движению вперед. Подобное происходит в такую

эпоху, когда прежде возникшие культурные формы выглядят ≪истощенными

, исчерпавшими свое содержание. Жизнь протестует против

этих реликтовых, архаичных форм, так как стремится к утверждению

новых культурных норм и ценностей.

В каждую крупную эпоху исторического развития выдвигается

центральная идея≫, которая обретает особое значение для интеллектуальной

жизни и становится ≪идейным фокусом≫ культурного

стиля. Общая идея или идеал можгут иметь разные способы и формы

выражения в искусстве, науке, религии, морали, но при этом

оставаться ≪властителем дум≫ своего времени.

1 Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. i. M., 1996. С. 494