logo
учебник Солонин, Каганов

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 271

проявление такой позиции. Ее точно выразил Петр I, сказав: ≪Аз

есМь в чину учимых и учащих мя требую≫. Восточные же культуры

больше направлены на автокоммуникацию, связанную с сосредоточением

на внутренней жизни индивида, самосозерцанием, самопознанием,

такова, например, буддийская традиция.

Культуры, ориентированные на внешние сообщения, носят более

динамичный характер. В них идет быстрый прирост знаний. Но

оборотной стороной этого типа культуры является резкое разделение

общества на передающих и принимающих информацию. Формируется

установка на получение истины в готовом виде как результата

чужих умственных'усилий. Это ведет к пассивности получателей

информации. Лотман замечает: ≪Очевидно, что читатель

европейского романа нового времени более пассивен, чем слушатель

волшебной сказки, которому еще предстоит трансформировать

полученные им штампы в тексты своего сознания, посетитель театра

пассивнее участника карнавала. Тенденция к умственному

потребительству составляет опасную сторону культуры, односторонне

ориентированной на получение информации извне≫1.

Культуры, в которых преобладает тенденция к автокоммуникации,

развивают большую духовную активность и побуждают своих

носителей к интенсивным усилиям по самосовершенствованию

личности. Однако им свойственны замедленные темпы научно-технического

прогресса и социальной эволюции. Они оказываются менее

динамичными, чем того требуют нужды человеческого общества.

По-видимому, наиболее успешно культура развивается тогда, когда

в ее структуре гармонично сочетаются оба типа коммуникации.

Различные в семиотическом отношении типы культур выделяются

также по роли, которая в культурной ментальности отводится

знакам (или, иначе говоря, по способу организации кода культуры).

Значение знака обретается двумя путями. С одной стороны, оно

обусловливается тем, что знак нечто обозначает; это значение называется

семантическим. С другой стороны, оно определяется тем,

что знак занимает определенное место в системе отношений с другими

предметами (как знаками, так и не-знаками); такое значение

именуется синтактическим. Лотман поясняет разграничение знаковых

значений следующим образом: ≪Поскольку в мире моделей

культуры быть знаком означает существовать, постольку первый

случай может быть определен: "Существует, ибо заменяет нечто

более важное, чем оно само". Второй: "Существует, ибо является

частью чего-то более важного, чем он само"≫2.

1 Лотман ЮМ. Семиосфера. С. 176.

2 Там же. С. 401.