logo
учебник Солонин, Каганов

250 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

Роль культуры во временной плоскости состоит в том, чтобы

заменить утративший силу механизм генетического кодирования и

передачи из поколения в поколение программ поведения и деятельности

своими созданиями —предметными носителями, хранителями

и трансляторами накапливаемого человечеством культурного

опыта. Этот опыт охватывает все основные аспекты человеческой

деятельности: в него входят знания о мире, о человеке и о

самом знании; ценности, приписываемые всему сущему, и вне' культуры,

и в ее собственном пространстве; проекты, предназначенные

для претворения в жизнь как идеальные предвосхищения плодов

деятельности, но остающиеся мечтами, фантазиями, невыполнимыми

моделями потребного будущего≫; формы общения, способные объединить

людей общими ценностями, проектами, знаниями; художественные

о,бразы, в процессе создания которых сливаются воедино

все четыре вида деятельности и которые становятся одновременно

и нераздельно знаниями-ценностями-идеалами-способами общения.

Что касается механизма реализации культурой внегенетичес-

кого наследования, то он может быть описан двумя структурами.

Первая представляет процесс передачи информации из поколения

в поколение с помощью деятельности ≪опредмечивания≫ и ≪распредмечивания

, по терминологии Г. Гегеля —К. Маркса. Они

связаны с существованием самих культурных предметов, которые

играют роль ≪генов культуры≫, поскольку в их материальных ≪те-,

лах≫ закодированы имматериальные данные —информация не

только о том, зачем и как нужно оперировать предметом (ложкой,

вилкой, ножом, топором, серпом, ружьем, автомобилем, компьютером...),

но и о том, почему те или иные предметы необходимы

людям, как они будут соотноситься с другими предметами в культурной

нише, в которой живут отдельный человек, группа людей,

народ, человечество в целом. Следовательно, в жизни культуры

каждый предмет двунаправлен: в пространстве культуры его направление

определяется удовлетворением потребностей современников,

во времени культуры —порождением потребностей по-,

томков и общим развитием их интеллекта, тезауруса, духовного

мира (рис. 3.7).

Эта схема иллюстрирует не только наличие трех модусов существования

культуры, но и взаимопревращения одного модуса

в другой. В самом деле, человеческая модальность, в которой

культура выступает как целостное единство не наследуемых и

не врожденных духовных качеств, а таких, которые обретаются

человечеством в ходе его исторического развития и каждым

индивидом • . в ходе усвоения, освоения и присвоения более или