logo
учебник Солонин, Каганов

10.3. Культура и натура (природа, космос) 223

эмоции —в духовное чувство, инстинктивной ≪модели потребного

будущего≫ —в проект и идеал, звуковых сигналов —в словесную

речь, крика —в пение, стихийных телодвижений —в язык

жестов, размножения —в любовную связь, стада —в общество.

Как видно из приведенных примеров, культурное преобразование

природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях:

1) внешней по отношению к человеку, природной данности и

2) собственно человеческих структур —телесной и психической.

Исходным был первый уровень, на котором камень превращался в

рубило, нож, наконечник стрелы или серп; шкура убитого зверя — в одежду, и т.д.; в ходе же производственных действий, какими бы

примитивными они нам сегодня ни казались, изменялись анатомия

кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функциональная

асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура психики.

Скульптурные реконструкции лиц и тел гоминид позволяют

проследить воздействие культуры на. их анатомическую структуру,

а история языка, изобразительных искусств, жилищ, охоты, захоронений

рассказывает о преобразованиях, происходивших во внутренней

жизни наших далеких предков, в строении и'содержании их

психики. В гл. 2 отмечалось, что интеллект, духовность и другие

фундаментальные качества культуры человека не возникли ≪из

ничего≫, не были даром богов или инопланетян и не содержались

в готовом виде≫ в биологии животных, но были плодами радикального,

качественного преобразования культурой натуры животных

предков человека. Теперь мы возвращаемся к этой проблеме

в другом контексте, рассматривая ее не со стороны человеческих

культурных обретений, а со стороны той природы: и биологической, и

физической, которая на протяжении всей истории подвергалась культурному

воздействию, превращаясь в синтетическое природно-куль-

турное образование. Уже сейчас можно сделать важный в теоретическом

отношении вывод: сводить культуру к одним только ≪памятникам

культуры≫ музейного типа или исключительно к психическим

и поведенческим ≪новациям≫ —мифам, обрядам, ценностям, символам,

украшениям, играм —значит абсолютизировать ту или иную

сторону целостного процесса превращения одной формы бытия в

другую, утрачивая при этом самое существенное —взаимосвязь этих

сторон, их взаимопревращения, а значит, неотрывность одной от другой.

Так целостный процесс культурогенеза.отвоевывал у природы,

вокруг человека и в самом человеке все более широкие пространства

для создания оптимальных условий существования и развития

каждой популяции на всех ступенях ее истории и в специфических

обстоятельствах природной среды ее обитания.