logo
учебник Солонин, Каганов

10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение 213

было отмечено нами в ходе анализа культурогенеза, все подсистемы

этой триединой онтологической структуры имеют собственные

субстраты и свойства, наша задача состоит в выявлении особенностей

бытия культуры, что означает постижение ее отношений: на

одном уровне к человеку и к обществу, а на другом —к природе.

Эта гносеологическая ситуация основана на структуре бытия, которая

может быть наглядно представлена в виде трех частично совмещающихся

фигур (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Структура бытия

Эвристическое, а не только демонстративное значение данной

схемы состоит в том, что логика ее построения выявляет место

человека в бытии —в области соединения природы, общества и

культуры. Такой его онтологический статус обусловлен главным

атрибутивным, т.е. неотделимым от бытия, свойством человека — его деятельностью как осознаваемым, целенаправленным, свободным

и творчески вариативным проявлением активности

(в отличие от атрибута животного —активности как внутренне

детерминированного поведения). Поскольку же деятельность есть

способ бытия человека, охватывающего и материально-практическое

созидание, и духовное постижение мира и сливающее их воедино в

практически-духовное, художественно-творческое освоение действительности,

культура не может быть сведена к одной только духовной

или тем более художественной деятельности, она должна ос-

214 Глава 10. Закономерности процесса культурогекеза

мысляться философски как всесторонне-целостное пространство]

действенных отношений человека и мира. Этот вывод также!

можно представить наглядно (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Три подсистемы культуры

Приведенная схема нуждается в некоторых комментариях. Они |

касаются, прежде всего, правомерности различения духовной и ма-1

териальной культуры. По справедливому утверждению противни-]

ков такой декомпозиции, в культуре нет и не может быть ничего

чистоматериального, неодухотворенного интересом людей, замыс- ]

лами, проектами создателей ≪второй-природы≫, и нет и не может!

быть ничего чистодуховного, нематериализованного в речи и музыке,

в мимике и жесте, в письме и рисунке... Суть, однако, состоит в|

том, что соотношение рассматриваемых ≪потенциалов≫ культуры]

может быть не только различным, но и диаметрально противопо-]

ложным —вплоть до того, что одни созданные человеком предме:

ты могут быть уничтожены (хлеб поедается, одежда изнашивается,]

спутник сгорает в атмосфере и т.д.), а другие неподвластны физи-]

ческим воздействиям. В этом смысле герой романа М. Булгакова

сказал: ≪Рукописи не горят≫ —горит бумага, но остаются мысль,

чувство, идея, образ, учение... Дух и материя живут по разным зако-j

нам, это позволило мифологически-религиозному сознанию связать

духовность с божественным миром и противопоставить бессмерт-1