logo
учебник Солонин, Каганов

20.2. Постмодернизм

шимся в искусствоведении и в философии после Гегеля. Событие

ускользает от репрезентации —не поддается однозначному схватыванию

в понятиях и образах, оставаясь принципиально неопределенным.

Изображение лишь отсылает к неизобразимому, указывает

на непредставимое. Эти воззрения Лиотара касаются не только

искусства, но и распространяются им на любое высказывание.

Современному искусству надлежит не поставлять реальность, согласно

его концепции, а изобретать намеки на то мыслимое, которое

не может быть представлено. Эти суждения Лиотара стали программными

положениями для постмодернистского искусства.

Главной своей книгой Лиотар называет ≪Спор≫ (1983), в которой

речь идет о том, что спор, несогласие первичны по отношению

к согласию. И в постановке этой проблемы Лиотар полемизирует

с Хабермасом: ≪За всеобщим пожеланием расслабиться и успокоиться

мы слышим хриплый голос желания снова начать террор,

довершить фантазм, мечту о том, чтобы охватить и стиснуть в своих

объятиях реальность≫1. Лиотар поясняет, что проект модерна не

был забыт, но был разрушен, ≪ликвидирован≫, уничтожен: для обозначения

этого события французский философ воспользовался словом-

символом ≪Освенцим≫, заимствованным им у Адорно. Постмодерн

начался с ≪Освенцима≫ —преступления, которое открывает

постсовременность. Это слово-символ используется им для того,

чтобы показать опасность истребления одного дискурса другим, подчинения

одного жанра дискурса другому, что неизбежно ведет к тоталитаризму.

Мы дорого заплатили за ностальгию по целому и. единому

, —пишет французский философ. Лиотар описывает особенности

постсовременного знания, ориентированного не на согласие,

консенсус и устранение различий, но на разногласие, ≪паралогию≫,

утверждает первичность несогласия перед согласием. Этому комплексу

задач отвечает созданная им концепция, основная характеристика

которой —последовательная философия множественности.

Если Лиотар принадлежит к так называемому точному постмодернизму,

то многие авторы вообще не использовали этого термина,

и потому В. Вельш предлагает рассматривать их в качестве анонимных

постмодернистов. Один из них —М. Фуко (1926—984).

Фуко начинает свою творческую деятельность как философ-

структуралист, но впоследствии его интересы смещаются в сторону

широкого культурологического плана. Увлечение психологией

отразилось на выборе целого ряда проблем, результатом чего явились

книги, принесшие ему широкую известность, например ≪Исто-

1 Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос что такое постмодерн? С. 323.