logo
учебник Солонин, Каганов

8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация 169

ность, представители этнокультурных групп, разбросанные в силу-

обстоятельств ≪по лицу земли≫ среди различных ≪народов и племен

, продолжали в полной мере проявлять все черты культурной

самобытности.

В настоящее время большинство исследователей выступают за

осторожное использование термина ≪ассимиляции≫ в связи с тем,

что он вызывает негативные политические ассоциации. Этнокультурная

ассимиляция чаще всего ассоциируется у нас с насильственными

и дискриминационными мерами, применяемыми по отношению

к меньшинствам. Тем не менее коммуникативные процессы,

неизменно возникающие при ассимиляции, играют подчас огромную

роль при формировании совокупного образа того или иного

культурного типа.

Впервые понятие ≪аккультурации≫ начали применять американские

культурантропологи в конце XIX в. в связи с исследованием

процессов культурного изменения в племенах северо-американских

индейцев. Первоначально оно имело узкое значение и обозначало

процессы ассимиляции, происходившие в индейских племенах при

их соприкосновении с культурой белых американцев. С 1930-х гг.

термин ≪аккультурация≫ закрепился в американской и европейской

антропологии, став стержневым при ≪полевых≫ этнографических и

этнологических исследованиях. Наиболее часто к этому понятию обращались

Ф. Боас, М. Мид, Б:К. Малиновкий, Р. Линтон, М. Дж. Хер-

сковиц. Они определяли его как ≪совокупность явлений, возникающих

вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными

культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при

котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах

одной из групп или их обеих≫. Проводилось различие между

группой-реципиентом, изначальные культурные паттерны которой

претерпевают изменение, и группой-донором, из чьей культуры первая

черпает новые культурные ценности и нормы.

Линтон и Херсковиц выделяли три основных типа реагирования

группы-реципиента на ситуацию межкультурного контакта: принятие

или полное замещение старого культурного паттерна новым,

почерпнутым у донорской группы; адаптацию или частичное изменение

традиционного паттерна под влиянием культуры донорской

группы; реакцию или полное отторжение культурных паттернов

донорской группы. В последнем случае группа-реципиент предпринимает

усиленные попытки сохранить традиционные паттерны в

неизменном состоянии.

Аккультурация может происходить при одном из двух условий.

Во-первых, при свободном заимствовании контактирующими куль-