logo
учебник Солонин, Каганов

148 Глава 7. Культурные ценности и нормы

кретные алгоритмы и программы действий, ведущих к поставлен

ной цели, но не определяют ни постановки этой цели, ни ее социал

ной значимости, а потому с их помощью могут быть получены ка

полезные, так и вредные для человека (индивида, социальной rpyni

пы, общества в целом) результаты.

Однако есть множество культурных норм, которые обусловливают

как технологическую программу действий, ведущих к опреде

ленным ≪техническим≫ результатам, так и социальную эффектов

ность нормативного Поведения и его результатов. Соединение тех^

нологической и социальной функций при этом часто достигаете

лишь с помощью весьма специфичных семиотических средств, главным

образом благодаря символическому истолкованию процес-\

сов и продуктов деятельности, культурно обусловленному ≪при-J

писыванию≫ им социальной значимости. Так, магические ритуалы!

большей частью технологически нецелесообразны, поскольку сами]

по себе не помогают, а то и мешают получению желаемого результата.

Зачастую продукт, получаемый в них по всем Правилам нормативной

технологии, не имеет никакого реального отношения К|

социальным последствиям, которые эта технология порождает. Ta-i

кие последствия возникают лишь потому, что технологический результат

воспринимается не сам по себе, а символически —как

символ определенных социальных отношений и действий.

Возьмем для примера любопытный обычай индейского племени

баронго. У каждого клана этого племени есть священный предмет,

называемый ≪мхамба≫. Это палочка, составленная из склеенных катышков.

Технология изготовления такой палочки строго предусмотрена

точными предписаниями. Каждый катышек делается после

смерти вождя. У него отрезают ногти и волосы, смешивают их с

пометом быков, убитых при погребении. Полученный таким образом

катышек присоединяют к тому, который был сделан после смерти

предыдущего вождя. За многие десятилетия или даже столетия

мхамба достигает длины в 30 см и более. Обычай требует хранить

эту священную реликвию в специально построенной для нее хщ

жине. Хранителем ее избирается один из самых уважаемых соплеменников,

спокойный, сдержанный и никогда не напивающийся допьяна.

Он становится своего рода верховным жрецом. Мхамба Щ

самое драгоценное сокровище племени. Утрата ее —величайше

бедствие. Если во время войны приходится отступать, то хранитель

мхамбы бежит первым. Захватить ее можно, лишь перебив ecexi

воинов племени. Социальная функция этого обычая, очевидно; со

стоит в том, что он формирует коллективное сознание мистического

единства племени, сопричастности всех его членов с долгой чередой