logo
учебник Солонин, Каганов

3.5. Подходы к изучению культуры 61

в ее самом общем смысле. На это обстоятельство следует обратить

особое внимание. Существует неверная точка зрения, согласно которой

изучение и понимание культуры начинается с полного незнания

о ней, так сказать, ≪с чистого листа≫. При этом предполагается, что

все предварительные знания и мнения об изучаемом культурном

предмете необходимо исключать как факторы, которые могут исказить

результаты научных изысканий. В данном требовании имеется

определенный смысл. Нельзя рассчитывать на получение достоверного

знания-о культуре, если тот, кто ее исследует, заранее придерживается

расхожих, недоступных проверке, принятых на веру суждений

о ней. Предубеждения, предрассудки лишают исследователя возможности

получить объективную информацию, тем более если она не

согласуется с существующими предубеждениями.

Также следует иметь в виду, что кроме неверных, беспочвенных

суждений о культуре и ее феноменах, которые затемняют постижение

сущности культуры и могут и должны быть устранены, имеется

некоторый неустранимый глубинный уровень представлений, ориентирующий

нас в нашем познавательном отношении ко всей действительности,

в том числе и к культуре. Каждый человек включен

в определенный духовный и жизненный опыт, находится в русле

какой-то мировоззренческой традиции, даже не отдавая себе вполне

отчета в ее содержании. Именно глубинные мировоззренческие

предпосылки предваряют и направляют наши жизненные поступки,

действия, оценки и суждения в самых разных конкретных сферах

бытия, в том числе и в познании культуры. У исследователей эти

неявные предпосылки получают теоретическое выражение в виде

исходных философских представлений, или принципов, формируемых,

когда ставится фундаментальный вопрос: какова действительность

в ее коренном основании? Философскими представлениями

руководствуются и в подходе к непосредственно изучаемым предметам,

в том числе относящимся к культурной действительности.

На основании исходных принципов решается, например, вопрос о

том, чем является культура: специфически искусственной по своему

происхождению, но составной частью материального мира, окружающего

человека, или же она идеальна по своей природе, т.е. представляет

систему идей, духовных ценностей, верований, этических и эстетических

идеалов, являеется сущностью, материальное воплощение

которой —всего лишь более или менее случайная внешняя оболочка.

Используя известный философский термин для обозначения всего,

относящегося к бытию и учению о нем в самом общем виде, — ≪онтология≫, —мы можем сформулировать этот вопрос так: каков

онтологический статус того, что мы называем культурой? Таким образом,

в изучении культуры мы должны учитывать онтологичес-