logo
учебник Солонин, Каганов

5.2. Культурная самоидентичность 97

тельному творчеству, к стремлению через полезный и социально значимый

труд ≪расширить≫ пределы своего бытия; неестественным — к агрессии, к жестам вандализма, деструктивным поступкам.

Чрезвычайно важна потребность в ≪укорененности≫, т.е. в социокультурной

идентификации себя с той или иной формой общественного

устроения. В современных условиях при .достаточно свободной

миграции идей и людей в пределах человеческого сообщества

эта потребность естественным образом удовлетворяется

посредством добровольного и разумного избрания той исторической

общности, конфессии или культуры, того объединения, к которым человек

чувствует наибольшую склонность. В невротических обществах,

где культивируется ≪садомазохистский≫ тип, где идеологическое

давление полностью, подчиняет человека, потребность в ≪укорененности

≫ удовлетворяется в результате освобождения архаических

стадных влечений, путем ≪саморастворения≫ в родовой группе, нации.

По мнению Э. Фромма, тоталитарные режимы XX в. —в особенности

гитлеровский фашизм и сталинский коммунизм —явили

миру как раз такую форму реализации потребности в ≪укорененности

≫, стремления идентифицировать себя с тем или иным культурным

сообществом. В справедливости фроммовских слов можно убедиться,

если посмотреть, например, знаменитые фильмы Л. Риффен-

шталь, официального кинодокументалиста фашистской Германии,

≪Триумф воли≫ и ≪Олимпия≫.

Потребность в самоидентичности здоровым образом удовлетворяется

через поиск внутреннего центра душевной жизни, самостоятельную

выработку человеком мировоззрения и системы

ценностей. Здравые взрослые люди не просто заимствуют из готового

арсенала культуры те или иные оценки явлений окружающей

действительности, прежде чем что-либо из них принять или, напротив,

отвергнуть, они взвешивают, ≪пропускают≫ их через себя, сличают

с собственным опытом жизни. Невротики же, у которых самосознание

обычно слабо развито, руководствуются при удовлетворении

.данной потребности слепым подражанием, следуют расхожим

общепринятым мнениям, бессознательно отождествляют себя с героем,

вождем, кумиром, идолом, тотемом, божеством. В межличностных

отношениях внутри группы элемент взаимной идентификации

присутствует постоянно и не свидетельствует о каких-либо психических

отклонениях. Наоборот, он выступает признаком единства,

монолитности, показателем способности входящих в него людей

ощущать собственную ≪групповую индивидуальность≫ как принадлежность

к одному сверхличностному источнику. Потребность в

самоидентичности неотделима от потребности в ≪укорененности≫.

I Культурология