logo
учебник Солонин, Каганов

3.2. Культурология и философия истории 51

Следует сказать, что и в марксистском культуроведении нисколько

не отрицается, вопреки его вульгарным критикам, так называемое

≪обратное≫ воздействие культурно-духовных факторов на

хозяйственную и социально-политическую жизнь общества. В работах

М. Вебера, В. Зомбарта и их последователей, воспринявших

соответствующие элементы марксистской теории, раскрыто влияние

религиозного менталитета, в частности протестантизма, на формирование

положительно-ценностного отношения и восприятия деловой

деятельности в сфере накопления, предпринимательства, финансовых

операций и пр., на которых выросла современная западная цивилизация.

Таким образом, культурология оказывает существенное влияние

на философию истории, особенно на ее современные концепции,

во многом предопределяя результаты интерпретаций сущности и

направленности исторического процесса.

Максимально обобщенное, целостное и всеохватывающее понимание

истории, составляющее специфику философии истории, достигается

наличием в ее теоретических основаниях философских

предпосылок. Они черпаются из общих философских систем, религиозных

представлений, социальной философии, а также нередко из

философии культуры и общей культурологии. Философия истории

немецкого мыслителя И. Г. Гердера исходит из его представлений о

решающей роли гуманности, составляющей ядро и содержание культуры.

Гуманность есть и наиболее полное выражение сущности

человека. Достижение гуманности составляет конечную цель совершенствования

человеческой природы. Поэтому развитие и совершенствование

культуры —это одновременно развитие ее человеческого

содержания. Согласно представлениям эпохи Просвещения,

с которыми Гердер был тесно связан, он сводил Гуманность к

двум главным принципам жизни: разуму и справедливости. Построить

жизнь на их началах означает достичь счастья. Таким образом,

исторический процесс после сотворения человека становится

историей человеческого рода, проходящего различные культурные

ступени на пути к совершенному и неизменному гуманному состоянию:

Философия истории, культурология и философия человека

соединены у Гердера в одно неразделимое целое1.

Совершенно иначе представлена философия истории у Гегеля.

Но и она обнаруживает свою зависимость от свойственных ее автору

представлений о культуре, хотя и в менее явном виде. Согласно

Гегелю, ≪всемирная история представляет собой ход развития

принципа, содержание которого есть сознание свободы≫2. Свобода

1 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

2 Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории.

X