logo
учебник Солонин, Каганов

150 Глава 7. Культурные ценности и нормы

не совершеннолетия прошли через ряд достаточно тяжелых исшЯ

таний, только после этого их признают взрослыми. Испытания моЯ

гут быть разными: удаление от общины для самостоятельной ж и в

ни в течение некоторого времени; работы, связанные с большоЯ

физической нагрузкой; голодание; лишение сна; мучительные праИ

цедуры —выдирание волос, бичевание, обрезание и др. Вот кан

описывает этот обряд один из этнографов, изучавший жизнь африв

канских племен: ≪Обрезание было школой мужества: кричать в!

время операции —бесчестье, которое будет преследовать виноватей

го всю жизнь и незамедлительно навлечет на него новое наказаниЛ

Важно справляться со своими нервами: вставать глубокой ночьюИ

заниматься тяжелым трудом, тренировать память, ловкость и уменив

не мыться, принимать грубую пищу. Кроме того, следует научитьсЯ

слепому подчинению приказам старших, не восставать против ия

желаний или решений, даже несправедливых, не протестовать проИ

тив оскорблений, обид и ударов. Посвящаемый должен постоянной

убеждать себя в необходимости коллективной жизни и обществе≫

ной значимости мужества перед лицом опасности и в труде≫1.

Нетрудно видеть, что обряд инициации непосредственно с о е д Н

няет вместе технологическую и социальную функции: ≪нормалм

ное≫ поведение подвергаемого испытаниям подростка должно пров

демонстрировать, с одной стороны, его физическую и духовную зрев

лость (технологическая задача), а с другой —способности

пользоваться правами и выполнять обязанности полноценного члеШ

на общины (социальная задача).

В современном обществе, как и в прошлом, социальная функциЯ

культурных норм часто опирается на символизацию нормативное

технологии. Это касается, например, многих торжественных ритуаИ

лов —государственных (вставание при исполнении государственИ

ного гимна), религиозных (причастие), воинских (парад) и пр. Ия

символика служит средством идеологического воздействия на люИ

дей, поддержания и укрепления патриотизма, общественного долгаЛ

дисциплины.

Вместе с тем в повседневной практике сочетание технологи^

ческой и социальной функций культурных, норм достигается глав]

ным образом на рациональной основе. Эти функции соединяются

не косвенно, через символическую связь между ними, а объектив!

ной логикой их реальной, действительной взаимосвязи. Так, нормативные

требования к рациональной организации учебного процесс!

предполагают органическое единство технологической функции (4Td

Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. С. 247.