logo
учебник Солонин, Каганов

1.4. Сущностные характеристики культуры 23

ции, основанные на ее объективных возможностях. Но в любом случае

свобода является тем универсальным принципом, вне которого

культурная деятельность бессмысленна и невозможна. С развитием

культуры, особенно материальной, общество в целом повышает уровень

гарантий свободного развития, а вместе с тем растет значимость

индивидуальной свободы как одной из высших ценностей. Культурная

деятельность характеризуется творческим, свободным и созидательным

началами.

Еще одна важная особенность культурной деятельности заключается

в том, что она предметна по своей сути, т.е. направлена на

создание предметов. В противном случае она имела бы эфемерный

характер или попросту была бы невозможной. Предметы культуры

могут быть лишены природных оснований, т.е. обладать только духовной

сущностью, либо иметь вид материального образования — вещей. В последнем случае главной составляющей выступает то

духовное содержание (идея, замысел, ценности), которое в них заложено

и овеществлению которого они служат. Конечно, материальная

основа не есть что-то случайное в процессе овеществления.

Она органически связывается с идеальной сущностью, выражая ее.

Таким образом, мир культуры подразделяется на две составляющие

—: материальную и духовную и определяется как совокупность

материальных и духовных ценностей, явившихся результатом

человеческой деятельности. Такое разделение нередко основывается

на представлении, что в культуротворчестве действуют два независимых

начала —духовное и материально-практическое. Первое

начало обычно считалось высшим, олицетворяющим творчество как

таковое (в религиозных и идеалистических учениях о культуре

считается так до сих пор), второе —низшим,- менее творческим.

Дух, или духовное начало,.как полагают в данном случае, проявляется

в особой самостоятельной деятельности, которой свойственны

созидание и свобода. В итоге этой деятельности создаются высшие

ценности, овладение которыми составляет смысл человеческого существования.

Материальное же начало, подчиненное духовному, менее

активно или вовсе лишено активности. Если оно и способно

проявлять себя самостоятельно, то может вести только к порождению

предметов низкого ценностного значения, которые разрушают

духовность, так как удовлетворяют лишь физическую, чувственную

природу человека.

Но подобно тому, как человек предстает целостностью, в которой

духовная жизнь составляет лишь одну сторону его бытия, культура

и культурная деятельность являют собой нерасторжимые единства

духовной и материальной сторон. Противоположность мате-