logo
учебник Солонин, Каганов

38 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

сти художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального

воздействия на человека. Смежные науки —не только

≪питательная≫ среда, но и необходимый фундамент культурологии.

Может возникнуть вопрос: что нового прибавляет культурология,

не достаточно ли знать историю, психологию, этнографию или

искусство? Однако надо заметить, что каждый из названных аспектов

не охватывает всего объема культуры, а лишь раскрывает ее

отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически

заимствует знания, полученные другими науками. Она включает

их в целостную систему знания о культуре, описывая типологию

и картину культуры определенной эпохи. Исследование общих

контуров культуры органично сочетается в ней с глубоким

постижением своеобразия и относительной автономности национальных

культур.

Культурология рассматривает бытие культуры в следующих

аспектах:

1) дифференциация феноменов культуры в их системной взаимосвязи,

выявление их исторической, антропологической, социальной

и духовной значимости, ценностного содержания и знаковой

специфики;

2) интеграция явлений в целостном контексте соотношения культуры

и цивилизации, выяснение взаимозависимости и факторов

причинной обусловленности, обеспечение системного анализа;

3) сравнение и сопоставление явлений культуры, теоретическое

обоснование компаративистики для более глубокого понимания

культур различных народов, стран и регионов.

Являясь гуманитарной наукой, культурология'исследует культуру

как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику

и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды

человеческой деятельности, его помыслы и чувства, разум и волю,

она является неотъемлемым атрибутом существования человека. Ни

одна сфера жизни —будь то экономика или политика, семья или

образование, искусство или нравственность, досуг или спорт —невозможна

вне культуры.

Культурология изучает сущность и структуру культуры; процесс

ее возникновения, развития и функционирования; национально-

этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие

и региональные культурные ценности и творческие достижения человечества;

становление духовного мира личности и возможности

ее самореализации; деятельность социальных институтов культуры,

осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного

развития человека и общества. Она способствует систематизации

исторических и гуманитарных знаний о культуре; позволя-