logo
учебник Солонин, Каганов

18.2. Эволюционизм как теория культуры 457

Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить,

что ≪весь мир —одна страна≫1. При обращении к музейным коллекциям

первобытной культуры обнаруживается поразительное

сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня,

мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обы-

иаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Различия

лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на

разных ступенях или стадиях всеобщего пути.

Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обряды

почитания и жертвоприношения, явления фетишизма и колдовства,

;Веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традиционной

культуре народов мира. Он называет их ≪рудниками исторического

знания≫, в которых отражаются древние обычаи и ритуалы. Многие

из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К

ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление

жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и пр.

Ученый уделяет особое внимание мифологии как памятнику духовной

культуры, историческому свидетельству о развитии творческого

воображения и человеческого познания. Миф содержит

воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыслом.

Многие мифологические сюжеты являются источником воссоздания

истории культуры народов.

Он исследует распространенный почти во всех древних культурах

анимизм≫ —наделение душой природы, общества и самого человека.

Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствова-

иие, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный

анимизм, или ≪минимум религии≫, по мнению Э. Тайлора, оказывал

влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На

его основе возникали традиции и обряды, ритуалы и церемонии. Почитание

и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение

силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетельствовали

о многообразных формах духовного мира человека.

Историческая ≪Культура —общее усовершенствование челове-

преемственность ческого рода, с целью одновременного содействия

культуры развитию нравственности, силы и счастья человека

1, —пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскрывает

процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития

материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития

цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человече-

' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 36.