logo
учебник Солонин, Каганов

Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит

с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой

науки, и главными аспектами видения культуры как целостной системы:

таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный,

аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации

культурного феномена.

В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной

данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами

бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из

всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания.

≪Культура вообще≫ — это абстракция, она нигде не существует

в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкретными

культурами, принадлежавшими определенным историческим

эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в

многокультурном мире: отдельные культурные образования сосуществуют,

взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются.

В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии

и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения.

Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4.

Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетеоретического

характера, их значимость определяется прежде всего тем,

что они составляют платформу и необходимую предпосылку понимания

того культурного мира, в котором мы живем. Он не только

многообразен и противоречив -— в нем заметна тенденция к культурной

универсализации жизни, закрепленной понятием ≪глобализация

≫. Развитие этого процесса происходит под одновременным воз--

действием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного

и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, возможности

управления процессом ее становления — эти темы имеют

не академический характер, а вполне практический смысл, затрагивающий

человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5.

Заключительный раздел посвящен изложению сущности различных

подходов к изучению культуры, основанных на разных философских,

методологических, а порой и политических принципах. Раздел

дает представление о широте диапазона научного и философского

постижения культуры, без которого немыслимо полноценное

человеческое существование.

\