logo
учебник Солонин, Каганов

11.1. Культура и человек 237

тельно сложным; неудивительно, что подчас люди отказываются от

свободы и идут туда, где не надо принимать серьезных самостоятельных

решений, например в монастырь. Однако в целом ценность

свободы очень высока для человечества. Как показала история

XX в., при всех издержках свободного выбора оно отвергает

тоталитарные режимы с их попытками уничтожить это завоевание

цивилизации, открывшее путь развитию личностного начала в человеке.

Вместе с тем в обществах, избравших разные варианты

демократического устройства жизни, остается нерешенной проблема

соотнесения свободы личности и интересов социального целого,

противопоставляющего демократию как тоталитаризму, так и индивидуалистической

анархии.

Еще одно существенное отличие людей от животных, участвующее

в порождении и развитии культуры, —творческий потенциал.

В этой связи следует вспомнить проницательное замечание К. Маркса

о том, что и животные, например пчелы и пауки, способны создавать

нечто≫ (можно добавить: муравьи строят муравейники, птицы — гнезда, бобры —плотины), однако эта работа не является творчеством

в силу двух причин: она, во-первых, реализует врожденные

инстинкты, являясь для каждого вида животных таким же спонтанным

жизнепроявлением, как, например, дыхание, питание или размножение,

а во-вторых, является миллионократным повторением

одной и той же модели, структура которой задана каждой особи

данного вида генетически. Созидательная деятельность человека

становится творчеством, потому что ее программы генетически не

кодируются, а вырабатываются каждым человеком в процессе его

жизни в культуре, и не являются повторением одного и того же

образца, а всякий раз в той или иной степени обновляются, видоизменяются,

совершенствуются. Различия между умелым в определенном

виде деятельности работником, способным рационализатором,

талантливым изобретателем и гениальным первооткрывателем

состоят в степени творческого начала в их деятельности.

Между тем границы эти зыбки: одна мера креативности обычно

переходит в другую —и прогрессивно, и регрессивно. В принципе

каждый человек является потенциальным творцом, так как генетическая

незапрограммированность деятельности делает необходимым

сознательный поиск и новых объектов, и средств, и способов работы

с ними, именно поэтому история человечества оказалась сначала

медленным, а затем все убыстряющимся обогащением искусственной

среды его бытия новыми предметами и технологиями их изготовления,

новыми социальными институтами и способами

организации общественной жизни, новыми идеями, научными теориями,

художественными творениями, верованиями, играми... Перефра-