logo
учебник Солонин, Каганов

280 Глава 12. Типологические характеристики культур

истории, существовали и иные культурные практики, весьма от него

отличавшиеся. М. Бахтин в своей знаменитой работе ≪Творчество

Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса≫ исследовал

разнообразный комплекс категорий и ценностей, связанный

с таким культурным явлением, как традиция европейского карнавала,

непрекращавшаяся на всем протяжении ≪мрачного Средневековья≫.

В отдельные периоды карнавальные ≪фрагменты≫ могли занимать чуть

ли не большую часть годового цикла. Карнавал, по мнению Бахтина,

представлял собой альтернативное, неофициальное дополнение к магистральной

традиции эпохи, карнавальная культура выступала антиподом

средневекового официоза. Это обусловливалось самой сущностью

карнавала. Благодаря ≪веселой относительности≫ народных праздничных

действий ценности официальной культуры в них ≪снижаются≫

и ≪переворачиваются≫: ≪верх≫ и ≪низ≫ жизни меняются местами. На

первый план выступает телесность, плоть. ≪При всем разнообразии...

форм и проявлений площадные празднества карнавального типа, отдельные

смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики

и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная многообразная пародийная

литература и многое другое —все они, эти формы, обладают

единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной

народно-смеховой, карнавальной культуры≫1. Не менее живописный

облик позднего Средневековья представлен в работе Й. Хейзинга

Осень Средневековья≫. Красочность, ≪художественность≫, веселость

повседневной жизни, ее чрезмерность, светская направленность очень

многих литературных произведений —все это, по мнению голландского

историка, бь1ло так же свойственно Средневековью, как и следующему

за ним Ренессансу. Средневековье в работах М. Бахтина и

Й. Хейзинга лишено мрачности, подавленности, презрения к плотским

утехам, повсеместной нарочитой устремленности к'духовности. Оно

предстает очень веселой порой, в которой повсеместно нарушались и

этические, и эстетические запреты христианской доктрины, а доминирующая

идеологическая религиозность вполне соседствовала с куртуазной

светскостью.

Или еще один пример. В Европе вплоть до эпохи Возрождения

дети и подростки не составляли некоего отдельного культурно-возрастного

образования. Как показал французский историк Ф. Арьес

в своей работе ≪Ребенок и семейная жизнь при старом порядке≫

(1973), в ребенке виделся ≪маленький взрослый≫. Он был облечен

тем же комплексом прав и обязанностей, что и его родители, следовал

сходным нормам поведения, носил такую же одежду. Осоз-

1 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и

Ренессанса. М., 1965. С. 201.