logo
учебник Солонин, Каганов

7.2. Регулятивы и нормы 151

II как должен делать учащийся для усвоения знаний) с социальной

(каким образом ему надлежит взаимодействовать с педагогом и

другими учениками). Скажем, соблюдение правил поведения на занятиях

должно быть направлено одновременно и на результат учебной

деятельности (получение знаний), и на социальное взаимодействие

(упорядочение жизни коллектива).

Правила дорожного движения также рационально решают технологическую

задачу (безопасность и порядок на дорогах) и вместе

с тем —задачу социальную (взаимоотношения между участниками

движения). При этом обе задачи сливаются в одно органическое

целое и выступают как логически, а не символически

связанные стороны нормативного поведения.

Общекультурные, Множество культурных норм подразделяется на

групповые и три основных слоя: одни распространяются на всех

ролевые нормы членов общества (общекультурные нормы); другие

регулируют поведение представителей какой-

либо группы людей, составляющей лишь часть общества (групповые

нормы); третьи предписывают, как должен вести себя человек в соответствии

с выполняемой им социальной ролью (ролевые нормы).

К общекультурным нормам относятся правила поведения в

публичных местах —на улице, в городском транспорте, в магазине,

театре; правила общепринятой вежливости; гражданские права

и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д. Многие общекуль-

i урные нормы являются специфичными для определенной культуры

и могут казаться представителям других культур странными.

Это касается национальных особенностей питания, семейного оби-

ода, праздничных застолий, свадебных ритуалов и пр. Европейцев

долгое время шокировала манера американцев прилюдно сидеть,

кладя ноги на стол. Японцы же смущаются, увидев; как в Европе

люди целуются на улице. Иностранцев, приезжающих в Россию,

часто поражает беспечность, с которой пешеходы нарушают правила

перехода улицы. А русские, возвращаясь из Германии, с удивлением

рассказывают о том, как жители немецких городов выставляют

прекрасную, но ненужную им бытовую технику и другие вещи,

чтобы их мог бесплатно взять кто хочет, или о том, как они береж- • но раскладывают мусор по ≪сортам≫: пищевые отходы отдельно,

консервные банки отдельно, бутылки отдельно.

Социолог Я. Робертсон замечает: ≪Американцы едят устриц, но

не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят

кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы

едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей.