logo
учебник Солонин, Каганов

64 Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи

ния ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном

взаимодействии ее элементов. В последнее время он стал

дополняться динамическим аспектом. Последний учитывает динамику

системы и ее функций, проявляющуюся в процессах эволюции

культуры в целом, перегруппировки ее элементов в новые системные

структуры, трансформации всей системы, в частности ее разрушения,

фиксируемого нередко как кризис культуры. Применительно

к культуре и другим сложным системам с учетом их динамики,

разрушения и возникновения новых системных образований под воздействием

свойственных им внутренних причин традиционная теория

систем преобразовалась в синергетический подход. Синергетика

изучает динамичные сложные самоорганизующиеся системы,

отслеживая процессы потери ими определенного порядка, качества,

организации и превращения в деструктивное неупорядоченное состояние

—хаос, в котором постепенно проступают контуры новых

систем с качественно иным способом организации элементов. Так

происходит, например, переход от одних типов культуры к другим.

Наряду с системным подходом изучение культуры ведется на

основе ее понимания как особого рода целостности. Если система

распадается на подсистемы и элементы, то трактовка культуры как

целого, или целостности, предполагает ее компоновку из частей. Согласно

системному подходу изучение культуры предполагает исследование,

которое начинается с рассмотрения элементов и способов

их объединения в простейшие системы и далее продолжается на

материале все более сложных систем (подсистем) культуры. При

целостном подходе1 соблюдается приоритет целого. Оно не является

функцией или результатом сложения частей, напротив, функции и

назначение частей получают свое осмысление с точки зрения понимания

их отношения к целому, т.е. структуре. Часть вне целого теряет

все свои качества. Применительно к культуре можно отметить,

что своеобразие отдельных ее типов состоит, в частности, в том, что

они различаются не только морфологией, т.е. различной компоновкой

частей, но и тем, что формально схожие составные части обладают

различными значениями и функциями с точки зрения тех целостных

культур, к которым они относятся. Системный и целостный подходы

не столько исключают друг друга, сколько взаимодополняют,

помогая постичь культуру в разных модусах ее проявления.

Культура в целом, отдельные ее типы и локальные образования

существуют в виде устойчивых явлений, на протяжении довольно

длительного времени сохраняющих своеобразие, ≪узнаваемость≫, ста-

1 Нередко целостный подход называют холистическим, от греч. ≪холос≫ —целое,

или мереологическим, от слова ≪мере≫ — часть.