logo
учебник Солонин, Каганов

5.2. Культурная самоидентичность

11чентичность Понятия ≪идентичность≫, ≪самоидентичность≫,

(самоидентич- ≪идентификация≫ и ≪самоидентификация≫ пришли

Кость) в психоло- в культурологию из психологии и социологии.

гни и социологии ≪Идентификация≫ происходит от лат. identifico, что

можно перевести как ≪отождествляю≫. В современном

русском языке ≪идентификация≫ и ≪самоидентификация≫

юбычно используются как синонимы. ч

В психологической литературе под идентификацией подразумевается

сложный процесс эмоционально-психологического и иного

самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеальным

образом, художественным персонажем.

Понятие ≪идентификация≫ было введено 3. Фрейдом и прочно

пошло в практику психоанализа. В психоаналитической традиции

процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросления,

а также как важнейший механизм, обеспечивающий способность

Я (Эго) к самореализации. Ребенок (или просто слабый, несамостоятельный

человек) имитирует слова и поступки родителя (родителей,

избранного кумира), пытается воспроизвести в своей жизни

≪то эмоционально-психологические стереотипы. Такие действия — (непустое и непраздное занятие, они выполняют очень важную функцию

защиты от окружающего мира, позволяют преодолевать страх

и подавленность. Благодаря многократному уподоблению своего Эго

кумиру формируется инстанция Супер-Эго (Сверх-Я), которая в

последующем будет выступать одновременно и цензором поступков

человека, доставляющим ему подчас немалые хлопоты, и щи-

froM от невзгод жизни. -

Французский ученый, считавший себя верным последователем

идей 3. Фрейда, Ж. Лакан более подробно описал этапы и

механизмы процесса самоидентификации как необходимого условия

вхождения в социально-культурное пространство. По мнению

ученого, человек проходит в своем развитии три стадии — ≪воображаемого≫, ≪символического≫ и ≪реального≫. На первой,

ранней, стадии становления субъекта Я жаждет слиться с тем,

кто мспринимается как Другой. Ребенок, ранее воспринимавший

собственное отражение как другое живое существо, начинает

отождествлять себя с ним. Этот воображаемый образ самого

кебя, которым обладает каждый человек, —его личная самотож-

•ественность. Стадию ≪вообража-емого≫, или, как ее еще называет

Ж. Лакан, стадию ≪зеркала≫, все мы переживаем от 6 до 18