logo
учебник Солонин, Каганов

3.5. Подходы к изучению культуры 63

фактов, данных нам в опыте и наблюдении. Законы, причины, сущности

и т.д. —скорее условности, научные фикции, не имеющие реальных

оснований, чем нечто достоверно присутствующее в познаваемом

мире. Феноменалистический подход присутствует не только

в культурологи —он имеет общенаучный характер.

Развивается и противоположный подход, который ориентирован

именно на то, чтобы получать объяснения фактов и явлений культуры:

раскрывать причинный механизм их порождения, взаимодействия

и взаимозависимости; устанавливать законы развития культуры, ее

многообразия и единства. Его называют эссенциалистским1, поскольку

он направляет познание на сущностный уровень культуры. Представителей

этого подхода нередко обвиняют в отвлеченном теоретизировании,

подменяющем познание конкретной культурной реальности.

Такое обвинение может быть оправданно только в случае

действительной подмены предметной основы познания культуры надуманными

абстракциями и беспочвенным теоретическим конструированием.

Следует еще раз подчеркнуть: культурология как наука строится

на прочной фактической и опытной базе, из которой произрастают

теории. Какими бы отвлеченными они ни были, их связь с фактами

и действительностью несомненна. Поэтому противопоставление фе-

номеналистического и эссенциалистского подходов является в значительной

степени искусственным. Оно представляет собой проявление

философско-теоретической односторонности.

Существенной характеристикой современного научного познания

является представление о его предмете как о системе. Признание

этого принципа организации действительности привело к возникновению

системного подхода. Культура представляет собой одну из

самых сложных систем, своего рода сверхсистему, элементами которой

являются подсистемы —отдельные культурные сферы. В ней

могут быть выделены подсистемы материальной и духовной культуры,

искусства и т.д. Каждая из них может рассматриваться как относительно

—и только относительно —самостоятельная система.

Подсистемы в свою очередь могут представлять собой системы более

специального типа. Следует отметить, что один и тот же сложный

предмет познания, в частности культура, может быть представлен

как система в самых разных отношениях, в зависимости от того, на

каком системообразующем принципе строится его реконструкция

(каждый принцип отражает те или иные объективно присущие ему

свойства). Системный подход характеризует культуру с точки зре-

' От ≪эссенция≫ —сущность, коренное основание чего-либо, основа явлений,

скойств и отношений предметов.