logo
учебник Солонин, Каганов

20.1. Франкфуртская школа

, , : i.

Для концепций культуры 1930—940-х гг. характерно ≪К1

выступление против фашизма, исследование проблем авт

ма, психологии нацизма. Культура подверглась резкой к

то, что опустилась до низкопоклонства перед насилием, ВЫП(

роль идеологии и утратила былую духовность.

В американский период критика культуры усилилась, о

еще больший спектр актуальных проблем; среди них —<

зация жизни, влияние индустриального общества на духси

человека. Особенно пристальное внимание было направле

феномен ≪массовой культуры≫, порожденной ≪массовым об|

В 1960-е гг. интересы представителей франкфуртской |

сосредоточились в основном на проблемах человека. Об|

внимание на репрессивное влияние на человека индустг

культуры, угрожающее воздействие техники на сферу к\

Тщательно исследовались проблемы искусства, которое, несмотря

на высокую оценку классического наследия, считалось обреченным

в будущем. Причины этого виделись в давлении средств м

вой коммуникации, господствовавшей идеологии, препятствовавшей

развитию высокой культуры и истинного искусства. Развивались

трактовки искусства модерна как оппозиционного и альтернатиинм

го классическому искусству.

В. Беньямин (1892—940) хотя и не принадлежал к Институту

социальных исследований, но активно сотрудничал с ним Цеш

ральными в его исследованиях были проблемы искусства и • жественной культуры. Беньямин осознавал катастрофичности со

временной эпохи, ломающей традиционный тип европейской куль

туры. В 1920-х гг. он сблизился с марксизмом и в 1925—926 е i Г

посетил Москву, которая вызвала у него весьма двойственное впечатление.

Благодаря переизданию его работ в 1955 г., осуществ

ленном по инициативе Адорно, наследие Беньямина получило большую

известность; семитомное собрание сочинений Беньямина опубликовано

в 1972—989 гг.

Незавершенной работой Беньямина остались ≪Парижские пассажи

(часть опубликована в 1955 г. под заголовком ≪Париж, столица

XIX столетия≫). Работа заключает в'себе целостный анализ

парижской культуры в единстве ее многообразных проявлений: от

высокого искусства до быта и рекламы. Беньямин трактует любое

художественное произведение как интегральное выражение религиозных,

метафизических, политических и экономических тенденций

своего времени.

В ≪Происхождении немецкой трагедии≫ он трактует тип изобразительности,

характерный для искусства барокко, как тип мировоз-