logo
учебник Солонин, Каганов

94 Глава 5. Субъект культуры

напротив, несоответствие) духовного содержания конкретно-исторической

эпохи, реализованного в пределах определенной группы лкъ

дей, и внутренних —осознаваемых и неосознаваемых —запросов

личности. Очень часто мы слышим сетования вроде: ≪Мне надо было

родиться в другом времени или в другом месте≫ либо, напротив,

торжествующее: ≪Я нахожусь именно там, где должен был находиться!

≫. Они как раз и выражают крайние позиции различных вариаций

идентификации. Первая фраза передает ощущение человеком своей*

принадлежности иному социокультурному контексту, отличному от

времени и места, в котором ему довелось родиться. Вторая указывает

на адекватное восприятие им окружающей действительности, аб-|

солютное отождествление себя с реалиями жизни.

Личностная психосоциальная идентичность, таким образом, —это

знание того, ≪кто я есть,в мире≫, ощущение факта своего конкретного

бытия, встреча со своим ≪подлинным Я≫. Частое отсутствие уверен-3

ности в том, что его Я созвучно миру, побуждает человека к действию

либо служит причиной страдания. Индивид оценивает себя,

во-первых, на основе мнения о себе окружающих, руководствуясь социальными

нормами, культурными установками, высказываниями д о т

гих людей, во-вторых опираясь на собственные критерии оценки себя;

и окружающего мира. Благодаря непрерывному сравнению этих оценок

возникает (или не возникает) тождество личностной и социо-f

культурной идентичностей, что в свою очередь служит признаком3

адаптированности человека к среде обитания.

Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивид

дуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации

огромное значение имеют культурные и этнические характеристик

ки группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, религи|

озная практика, нравственные установки, особенности материально-

экономической деятельности, способы организации труда и быта

и пр. Из этих форм социальной и культурной деятельности —≪ре-I

зервуара коллективной целостности≫, как называет их Эриксон, -Ж

человек черпает собственные социальные роли, лексические и фра-

зиеологические шаблоны, регламенты поведения, а также их оце^|

ночно-смысловое наполнение.

Следует акцентировать внимание на том, что идентификация, равно

как и социокультурная идентификация, это не ≪разовое-мероприятие≫ ;

или некоторая стадия в развитии, заканчивающаяся при достижении • человеком определенного состояния, но непрерывный процесс приоб-

ретения им новых психосоциальных и культурных характеристик, • также утраты старых. На каждом этапе жизни значимыми, доминантными

для человека могут быть самые разные социокультурные уста-,