logo
учебник Солонин, Каганов

12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур 277

Сила слов все более утверждается в обществе. Художественная

проза и поэзия, средства массовой информации образуют вербальную

сеть, и реальность воспринимается людьми уложенной в

клетки этой сети. ≪Незнакомка≫ А. Блока, ≪дыша духами и туманами

, является поэту, а вслед за ним и читателям символом ≪очарованной

дали≫ и ≪глухих тайн≫ мира. В. Хлебников находит смысл

даже в бессмысленных комбинациях букв, которые становятся у

него словами-рбразами. Параллельно искусству на базе стремительного

развития средств коммуникации сознание людей все активнее

формируют пропаганда, реклама, пиар. Полной противоположностью

просветительскому обличению фальши слов выступает доведенное

до фанатизма преклонение перед ≪высокими словами≫ и

священными символами≫ в националистических, классовых и религиозных

битвах XX столетия. Вслед за словесной ≪водой≫ земной

шар заливают ≪моря≫ крови. Налицо симптомы и последствия

опаснейшей болезни, которой поражена культура XX в., —вербального

иллюзионизма.

Лингвисты и философы, выражая дух семантико-синтактической

культуры, пишут труды, доказывающие неустранимую зависимость

мышления от языка, на котором они происходят. Мышление представляется

ими как нечто вторичное по отношению к языку. Неокантианец

Э. Кассирер усматривает в ≪символических формах≫

сущность культуры. Философ-позитивист Л. Витгенштейн утверждает:

Границы моего языка означают границы моего мира≫. И

наконец, ставший во второй половине XX в. кумиром интеллектуальной

моды немецкий философ М. Хайдеггер дает глобальную

формулировку семантического ≪беспредела≫ культуры своего времени:

Язык есть дом бытия≫. Это опять-таки возврат к семантической

культуре прошлого, но обогащенный научным и философским

осмыслением того, что прежде оставалось неотрефлектиро-

ванным и неосознанным.

К концу XX в. семантико-синтактическая культура близится к

упадку. В общественной мысли предпринимаются различные попытки

пересмотра ее оснований, которые обычно объединяются под

именем постмодернизма. По-видимому, наступает время формирования

культуры нового типа. Каким будет этот тип?

Описанная Лотманом последовательность смены типов культуры

завершила полный круг, охватывающий все возможные культурные

коды, И если начинается движение по новому кругу, то можно

ожидать, что в грядущей культуре приоритет снова получит семантический

принцип. Скорее всего, в семантической культуре будущего

(если только она на самом деле будет семантической) разовьется

стремление к точности и строгости смысла языковых вы-