logo
учебник Солонин, Каганов

4.1. Культура 71

туры, выделив в ней четыре разряда культурной деятельности: религиозную

деятельность; собственно-культурную, т.е. научную,

художественную, техническую; политическую и общественно-экономическую,

причем разные исторические типы культуры характеризуются

доминированием одной или нескольких из выделенных

деятельностных основ. В XX столетии, прежде всего в связи с появлением

холистской трактовки целостности системного подхода,

а затем синергетического мышления, становилось все более

очевидным: культуру неправомерно понимать как простой конгломерат,

механическую сумму неких видов и плодов деятельности

людей. Во всех своих масштабных модификациях —от культуры

человечества до культуры личности, включая культуру нации, сословия,

страны, города, семьи, —она является целостным и самоорганизованным

образованием, т.е. системой, причем системой функциональной

и исторически развивающейся в силу ее связей с

природой, с обществом.

Таким образом, культура противостоит природе —как все искусственное,

рукотворное и мыслетворное полярно естественному,

≪девственному≫, нетронутому рукой человека. Культура соотносится

с обществом как способом совместного бытия людей, создающих

культуру. Отношения культуры и общества не являются их

противостоянием, подобно отношению ≪культура —натура (природа)

≫, ибо они в равной мере являются формами внебиологичес-

кого и сверхбиологического бытия, у них общее происхождение и

неразрывная история —друг без друга культура и общество не

существуют (отчего ученые часто прибегают к выражению ≪социокультурные

формы≫). Вместе с тем культура и общество не

тождественны —они различны, причем несходство определяется

не объемом, а модальностью. Если воспользоваться известным

представлением онтологии, что существует три модуса бытия — вещи, свойства и отно'шения, то человеческое общество есть система

социальных отношений, а культура —единство

____________взаимопревращающихся друг в друга вещей, свойств и отношений:

действительно, она является нам, прежде всего, как свойство

человека —его ненаследуемая, прижизненно вырабатываемая

способность преобразовывать мир, а вместе с ним и самого

себя; затем оказывается отношением —духовным, практическим

и практически-духовным отношением человека к преобразуемому

им миру и к другим людям,.во взаимодействии с которыми

и проявляется его активность; и наконец, культура воплощается в

плодах этой деятельности —≪второй —очеловеченной —природе

≫, т.е. в мире вещей.