logo
учебник Солонин, Каганов

11.2. Культура и общество 241

необходимой ему политической и религиозной культурой господствовал

на протяжении нескольких тысяч лет и затем утратил свое

влияние. В XX в. в России, Германии, Италии, под давлением СССР

в Восточной Европе и на Востоке (в Китае, странах Индокитая,

Корее) предпринимались попытки erq восстановления по сути уже

в ином виде —без монархической формы и традиционного религиозного

освящения абсолютной власти некоронованных монархов,

однако эти опыты оказались недолговременными. В наши дни он

сохраняется в небольшом числе стран в рудиментарных и декоративных

формах. На авансцену истории вышел третий, демократический,

способ организации жизни общества с соответствующим

его нуждам типом культуры. Возникнув в древнегреческом полисе,

просуществовав недолгое время в ДревнемРиме, возродившись

из феодального пепла, в Новое время он окончательно укрепился в

европейских городах-коммунах на почве буржуазного производства

в демократически самоорганизовывавшихся государствах Европы

как общество граждан, инымисловами, гражданское общество.

Гражданское общество —это такой строй общественных отношений,

который возникает в ходе самоорганизации членов общества,

осознающих себя не ≪подданными≫, а свободными гражданами,

соглашающихся при этом с определенными формами организации

своей совместной жизни и деятельности, чтобы, говоря языком

синергетики, хаос не разрушил ту упорядоченность общественного

бытия, которую вносит в него культура. Эпитет ≪гражданское≫ означает

высшее в истории проявление экономической, политической

и правовой культуры. Таким образом, гражданское общество

по самому его определению есть плод совместного творчества общества

и культуры.

Роль культуры в этом синтетическом образовании сказалась

на всех уровнях его существования и осознания им особенностей

своего исторического бытия —экономическом, политическом, правовом,

а затем и философском, научном, коммуникативном, педагогическом,

художественном. Только при поверхностном понимании

гражданского общества можно сводить его сущность к первой триаде,

полное и адекватное представление о нем может быть получено

только при условии обязательного выявления роли форм духовного

и практически-духовного (художественного) самоосознания

реальной практики гражданских отношений, ею порожденных

и ее обслуживающих.

До тех пор пока иерархическая организация общественного бытия

была основана на силовом обеспечении господства и подчинения,

сохранялся этот, биологический по своему происхождению, спо-