logo
учебник Солонин, Каганов

132 Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды

шинель Акакия Акакиевича не просто одежда, а символический о

раз тщетности мечтаний бедного человека о лучшей жизни. Пейза

Левитана ≪Над вечным покоем≫ не просто изображает среднеру

ский ландшафт, но, судя по названию, имеет и более общий смысл.

Символичность художественного образа может выражаться

форме метафоры, иносказания. 93-летний Марк Шагал однажд

долго рассматривал репродукцию своей собственной картины, изо

ражающей на коричневом фоне косо стоящие старомодные час

после чего пробормотал: ≪Каким надо быть несчастным, чтобы эт

написать!..≫ Присутствовавший при этом Ю. Трифонов проко

ментировал: ≪Он выбормотал самую суть≫. Часы стоят косо —эт

символ ≪покосившегося времени≫, иносказательное выражение мн

гих и долгих страданий'.

Рожденные искусством художественные образы нередко стан

вятся общепринятыми культурными символами, своего рода этало

нами оценки явлений действительности. Название книги Гогол

Мертвые души≫ символично. Манилов и Собакевич, Плюшкин

Коробочка —все это ≪мертвые души≫. Символами стали пушкин

кая Татьяна, грибоедовские Чацкий, Фамусов, Молчалин, гончаро

ский Обломов и обломовщина, Иудушка Головлев у Салтыкова

Щедрина, солженицынский Иван Денисович и многие другие лите^

ратурные герои. Художественная символика может создаваться и]

улавливаться как на уровне сознания, так и подсознательно, ≪интуич

тивно≫. Однако в любом случае она должна быть понята. А для

этого необходимо знание символов, вошедших в культуру из искус-]

ства прошлого. Используемые искусством вторичные культурные

коды насквозь пронизаны историко-культурными ассоциациями, и!

тем, кто их не замечает, символика художественного языка нередка

оказывается недоступной.

Языковые средства, с помощью которых выражен художествен^

ный образ, —это не просто его внешняя ≪телесная≫ оболочка. Они

составляют его ≪плоть и кровь≫. Художественный образ неотде<

лим от них, так как творец, создавая художественное произведение,'

не просто подбирает средства для выражения уже полностью слоЧ

жившегося в его голове готового образа, а строит образ с их помо^

щью. И только воплотившись в материальную языковую оболочку,!

сырой≫, неясный, порой лишь смутно чувствуемый образ ≪дозрева-j

ет≫ и достраивается до конца. При этом языковая оболочка каю

выразительное средство, средство эмоционального воздействия, ста!

новится неотъемлемой составной частью художественного образа.1

Художественный образ нельзя выразить иначе, чем его вырази

1 Трифонов Ю, Посещение Марка Шагала //Новый мир. 1981. № 7. С. 80.