logo
учебник Солонин, Каганов

8.4. Культурные традиции и инновации

Традиции сопровождают человечество на протяжении всей его истории.

Они являются важнейшими элементами его онтогенеза и филогенеза.

Роль и функции традиций в обществе и отношение к ним

человека служат показателем культурного развития, социальных, политических

и идеологических ориентации того или иного сообщества.

Слово ≪традиция≫ восходит к латинскому traditio, переводимому

обычно существительными ≪передача≫, ≪предание≫. Исходя из его

этимологии термин можно определить как совокупность формальных

процедур хранения и передачи определенного содержания, предназначенных

для регулировки механизмов наследования. В социологии

под традицией понимают набор элементов социокультурного

наследия, передающийся от поколения к поколению и

сохраняющийся в определенных сообществах или социальных группах

в течение более или менее длительного периода времени. Традиции

охватывают объекты наследия (ценности самого разного

порядка), процессы передачи этого наследия от поколения к поколению,

а также процедуры и способы наследования. В качестве

традиций могут выступать определенные общественные установления,

поведенческие нормы, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные

предметы. Традиции присутствуют практически в любом проявлении

социальной жизни, однако значимость их в разных ее областях

неодинакова: в одних сферах, например в религии, они имеют

принципиальный характер и выражаются в нарочито консервативной

форме, в других, например в современном искусстве, их присутствие

минимально. Определенные традиции функционируют во

всех социокультурных системах и являются необходимым условием

их жизнедеятельности.

Изучение традиций в гуманитарном знании имеет более чем

двухвековую историю. Первая попытка осмыслить сущность этого

явления и определить его значение в культуре была предпринята

на рубеже XVIII—IX вв. фольклористикой. Большое значение

традициям придавал великий немецкий философ Ф.В. Шеллинг

в своей ≪философии мифа≫. Для Шеллинга понятие мифа,

обретавшее характер парадигмы, было тесно связано с возможностями

сохранения и передачи традиции на протяжении многих

поколений. Не менее популярной в XIX столетии была теория

заимствования≫, объяснявшая универсальность многих мифологических

комплексов и традиций прямым влиянием одной культуры

на другую. Из гуманитарных наук, наиболее часто обращавшихся

к фактическому культурному материалу и делавших ак-