logo
учебник Солонин, Каганов

1.4. Сущностные характеристики культуры 25

ЩОНИЯ деятельности с духовных предметов в сферу материально-

h). Ее материализация якобы неизбежно гасит свободные порывы

К высшим ценностям, ведет к репродуктивным формам производства:

значение приобретает не целостная органичная жизнь, а формализованное,

строго упорядоченное и принудительно регулируемое

бытие; в результате материальные ценности и стремление к

ним (цивилизация) подавляют духовные проявления культуры. Такого

взгляда на соотношение культуры и цивилизации придержи-

нался целый ряд философов, историков и культурологов, например

О. Шпенглер, Н. Бердяев, П. Сорокин.

Эта модель соотношения культуры и цивилизации не выдерживает

серьезной теоретической критики и не подтверждается реальным

ходом исторического развития общества, который показывает,

что в действительности локальные культуры заканчивают свое

историческое бытие по-разному, подчиняясь различным законам и

обстоятельствам, а не согласно универсальной модели вытеснения

духовного (культурного) этапа материальным (цивилизационным).

Поэтому нет оснований говорить, что культура —это высшее творческое

и духовное состояние человечества, а цивилизация —низшее

и финальное, и наделять их различными функциями как аспектами,

или сторонами, целостного культурно-цивилизационного бытия

общества. Тем не менее в определенных случаях смысловое

различие понятий ≪культура≫ и ≪цивилизация≫ имеет познавательную

ценность. Некоторые теоретики, например А. Тойнби, понимают

под цивилизацией способ и форму реализации,идейно-духовного,

ценностного ядра, называемого культурой. Иногда понятие культуры

связывают с представлением о гуманистической составляющей

жизни, относимой к цивилизации того или иного типа. Так, распространенная

критика западной цивилизации, к которой принадлежат

практически все высокоразвитые страны, исходит из признания кризиса

в ней духовной культуры как проявления и усиления дегума-

низационных тенденций.

В заключение следует обратить внимание на то, что для верного

понимания культуры в ней помимо духовного и материального

компонентов выделяют третью самостоятельную сферу —мир

художественной культуры, где материальное и духовное, преобразуясь

в процессе художественного творчества, образуют особую духовно-

материальную слитность —произведение искусства.

Итак, культура представляет собой процесс трех видов деятельности

человека —материальной, духовной и художественной, — порождающих соответствующие им продукты и образующих одноименные

культурные сферы. Независимость культурных сфер от-