logo
учебник Солонин, Каганов

26 Глава 1. Культура как предмет изучения

носительна, и границы между ними обозначаются тем четче, чем

более развитыми и дифференцированными становятся указанные

виды деятельности. Отдельные виды культурной деятельности также

обладают лишь относительной самостоятельностью. В системе живого

культурного творчества они выступают как взаимопротиво-

стоящие и в то же время как взаимодополняющие, взаимопроникающие

процессы. Противостояние ведет ко все большей дивергенции,

т.е. расхождению видов деятельности, к их специализации. И

внутри трех указанных сфер происходит непрерывная филиация,

ветвление, что обусловлено действием механизма специализации и

профессионализации, требующего применения все более дифференцированных

операциональных техник, использования специальных

и редких материалов, воплощения усложняющихся задач, целей и

идей. Материальная, духовная и художественная культуры распадаются

на множащиеся секторы и отделы. С другой стороны, развиваются

взаимовлияние, синтез, интеграция отдельных слоев культуры.

Возникающие между ними связи в рамках указанных основных

видов деятельности создают ее новые виды, ведущие к новым

способам опредмечивания и рождающие новые культурные ценности.

Культурология призвана не только своевременно и тщательно

описывать и систематизировать культурную реальность во всем

многообразии ее процессов и явлений, но и раскрывать закономерности

и тенденции культурных изменений, ведущих к созданию культуры

будущего.