logo
учебник Солонин, Каганов

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 329

принципы рассматриваются как окончательно установленные незыблемые

истины. В искусстве одним из главных направлений становится

реализм. Значительно расширяется круг публики, читающей художественные

произведения, посещающей театры, концерты, выставки.

Однако уже в середине XIX в. на фоне, казалось бы, радующих

глаз перспектив социально-экономического, технического и научного

прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской

культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые

духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр,

Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества.

О приближающемся конце того типа культуры, который оно создает,

говорят мыслители, с совершенно различных позиций подходящие к

разоблачению его пороков, —Маркс и Ницше. Разочарование в

идеалах, утрата веры в непреходящие жизненные ценности, потеря

общезначимых социальных, нравственных, эстетических ориентиров

нее явственнее сказываются в европейском искусстве последней

трети XIX столетия. С 1880-х гг. в моду входит термин ≪декаданс≫

(так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти годы).

Декаденты говорили о сумерках культуры, упадке нравов, деградации

искусства, бессилии человека перед лицом мрачных роковых сил,

управляющих его судьбой. Под декадансом стали понимать настроение

усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе

ощущение приближающегося распада и заката культуры.

Современная В XX в. европейский тип культуры распростра-

шпадная культура нился далеко за пределы Европы, охватив другие

континенты —Америку, Австралию —ив большей

или меньшей степени войдя в жизнь ряда азиатских и африканских

стран, таких как Япония, Сингапур, ЮАР. В значительной

мере утратило силу и прежнее противопоставление культур Европы

и России. Имея в виду, что культура европейского типа уже не

является характерной лишь для Европы, ее обычно называют западной

культурой. Конечно, всюду есть свои особенности, но все же

можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры

в целом и так или иначе проявляющихся в культурной жизни

всех стран, охваченных ею.

Современная западная культура —это культура, основанная на

предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои — люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональность,

профессионализм. Она исключительно динамична: быстро

меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются

старые, державшиеся веками традиции, работникам любой специальности

приходится не раз в течение жизни переучиваться. Практи-