logo
учебник Солонин, Каганов

142 Глава 7. Культурные ценности и нормы

лишь как инструментальную ценность - - финальной он считал

чувственные наслаждения, которые становятся доступными блага

даря деньгам.

На вершине иерархии ценностных ориентации может быть эго

истический интерес, а может.быть и альтруистическое стремле.

ние жертвовать всем ради блага других людей. Личность може

ставить во главу угла индивидуальную свободу, не считаясь ни d

какими коллективными мнениями, либо, наоборот, ориентироватьс

на конформистское следование этим мнениям, а может и стремить;

ся гармонически сочетать свои индивидуальные интересы с код

лективными.

Имеется определенная разница между мужской и женской струк

турами ценностных ориентации. Женщины, как правило, более скон'

центрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здо|

ровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже

украшениях). Старая немецкая формула ≪трех К≫ —Kinder, Kirche.i

Kiiche (дети, церковь, кухня) —хотя и критикуется сейчас как уста!

ревшая и не соответствующая производственной, культурной и об

щественной активности современных женщин, тем не менее оста

ется в силе для повседневной жизни многих представительниц пре

красного пола: ≪У женщины ценностная доминанта —стабильность

покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины —динамизм, нару

шение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобрете

ние все новых и новых форм деятельности≫'.

У человека высокой культуры финальными являются духовные

ценности (духовные блага). Они имеют приоритет,не только над

материальными (≪не хлебом единым жив человек≫), но и над все-'

ми другими ценностями, которые выполняют по отношению к ни^

инструментальную функцию или являются производными от них/