logo
учебник Солонин, Каганов

256 Глава 11. Антропологические аспекты культуры

за Византией полувосточной России начали нарастать новые тенденции.

Они привели —в середине второго тысячелетия на Западе и в

XVIII в. в России —к крушению традиционной культуры и формированию

цивилизации, получившей название ≪новая≫ (по точному

переводу термина ≪moderne≫), или, при ее содержательном, а не

формальном определении, ≪персоналистская≫, т.е. ≪личностно-кре-

ативная≫: безусловному господству цад индивидом традиционных

форм мышления, поведения и деятельности было противопоставлено

право личности на самостоятельное мышление, опиравшееся

не на Священное Писание, а на научное познание природы, на свободно

избиравшиеся ценности, как в пределах религии, политики,

нравственности, эстетики, так и за их пределами, и соответственно

этим знаниям и ценностям воплощавшееся в поведении и деятельности.

Культура вновь пошла нелинейной дорогой прогресса, следуя по

трем возможным путям движения от старого к новому: в сфере

светского сознания (научного, художественного и философского) — по пути Возрождения, опираясь на частично сохранившееся, частично

античное наследие; в сфере еще достаточно сильного религиозного

сознания —по пути Реформации, в различных ее модификациях;

в сфере политического сознания —по пути теоретического

и практического республиканизма, идей демократии и

утопического социализма. Вся Европа, а волею Петра Великого и

присоединившаяся к ней в начале XVIII столетия Россия, вплоть до

XIX в. в мучительных противоречиях, идейных и кровавых конфликтах

осуществляла переход от культуры традиционалистской, базирующейся

на той или иной форме мифологического сознания, к

культуре персоналистской, имеющей в своей основе научное по-,

знание мира, демократическое устройство общественной жизни

и свободу личности, ее творческую активность в технической,

художественной, философской сферах сознания.

Известно, что в XIX и XX столетиях господство этого типа культуры

не означало прекращения противодействия ему со стороны

носителей архаических форм сознания. Сопротивление происходило

и продолжает происходить в "самых разных модификациях — от выступлений идеологического характера до террористических

актов. Наиболее мощными были попытки рефеодализации общества,

предпринятые большевиками в России и фашистами в Германии;

их поражение и очевидная невозможность последующего

повторения, равно как провал наступления мусульманских фанатиков-

талибов на европейскую демократию и свободомыслие, убе-