logo
учебник Солонин, Каганов

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 319

последующих ступенях развития человеческого общества: религии,

искусства, философии, науки.

Античная Эпоха античной культуры начиналась с образова-

культура ния греческих полисов —городов-государств — на присредиземноморских землях Эллады и Малой

Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершилась с падением

Римской империи в V в. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно

развивались скотоводство, земледелие, добыча металлов в рудниках,

ремесла, торговля. Распадалась патриархальная родоплеменная

организация общества. Росло имущественное неравенство семей.

Родовая знать, наращивавшая богатство благодаря широкому использованию

труда рабов, вела борьбу за власть. Общественная жизнь

протекала бурно —в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических

переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования

оставалась в объятиях мифологии. Более того, она поглощала

и перерабатывала разрозненные племенные мифы, сливая

их в единую религиозно-мифологическую систему. В VIII—II вв.

до н.э. в поэмах Гомера ≪Илиада≫ и ≪Одиссея≫ и Гесиода ≪Теогония

и ≪Труды и дни≫ эта система приобретала тот вид, в котором

она стала основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных

отношений, рост знаний подрывали архаические формы мифологического

мышления. Научившись у финикийцев искусству алфавитного

письма и усовершенствовав его введением букв, обозначавших

гласные звуки, греки получили возможность записывать и

накапливать исторические, географические, астрономические сведения,

собирать наблюдения, касавшиеся явлений природы, технических

изобретений, нравов и обычаев людей. Весь этот громадный

материал было трудно уложить в каноны мифологических рассказов.

Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве

требовала замены неписаных племенных норм поведения,

закрепленных в мифах, логически, четкими и упорядоченными кодексами

законов. Публичная политическая жизнь стимулировала

развитие ораторского мастерства, умения убеждать людей, способствуя

росту культуры мышления и речи. Совершенствование производственно-

ремесленного труда, городского строительства, военного

искусства все дальше выходило за рамки освященных мифом

ритуально-обрядовых образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождался

борьбой против архаических традиций мифологиче-