logo
учебник Солонин, Каганов

4,1. Культура 73

родству,.но людям вообще, неизвестным современникам и потомкам, а

это значит —передавать бескорыстно, подчас и жертвенно.

Культура в своем реальном существовании оказывается динамичной,

исторической системой. При этом возможности ее прогрессивного

развития зависят не от нее самой, а от общественной

организации —≪традиционные≫ общества всемерно препятствуют

развитию культуры, какому-либо изменению ее состояния, а общества

≪личностно-креативные≫, заинтересованные в непрерывном прогрессивном

развитии культуры и освобождающие для этого творческий

потенциал личности (креативность означает силу творчества,

т.е. создания нового), обеспечивают все более энергичный и

быстрый рост новаторства в культуре —это происходило в Европе

начиная с эпохи Возрождения, позднее во всем западном мире, а

с XVIII столетия —в России.

Вышесказанное проливает свет на взаимоотношения культуры и

человека: человек является творцом культуры, а она в свою очередь

творит человека. Культура делает это совместно с обществом. Процессы

инкультурации и социализации тесно переплетаются, однако

имеют разную сущность: ребенок овладевает культурой с первых

дней жизни, приобретая уменье ходить на двух ногах, разговаривать,

есть ложкой, рисовать и т.д., тогда как освоение общественных отношений

происходит значительно позже и имеет иные механизмы. Оно

начинается с включения ребенка в ролевые игры:* исполняя определенные

социальные роли —командира или солдата, разбойника или

полицейского, продавца или покупателя, —он делает первые, пока

только иллюзорные, шаги в систему общественных отношений. Позднее,

в период школьного обучения, ребенок вступает в эту систему

реально. Полноценное же ее освоение с осмыслением и выработкой

определенной общественной позиции происходит только тогда,

когда молодой человек покидает школу как институт культуры, начинает

самостоятельную и практическую жизнь в социальной среде,

где он независимо от своего желания должен не проигрывать, узнавать

понаслышке или наблюдать по телевизору, а действительно исполнять

некую социальную функцию. Вместе с тем если овладение

культурой распространяется на весь накопленный человечеством в

его-истории опыт —умение лепить из глины, считать и писать, на

античную философию, сложившиеся в Средние века религиозные

воззрения, музыку Бетховена, живопись Рембрандта, поэзию Пушкина

и т.д., то социализация выражается во включении индивида в

современную ему систему общественных отношений, предшествующие

же —рабовладельческую, феодальную и пр. —он может только

изучать как нечто стороннее, уже не существующее.