logo
учебник Солонин, Каганов

8.4. Культурные традиции и инновации 175

либо целенаправленно политико-идеологическими факторами и представлялось

не имеющим рационального обоснования.

Понятие Понимание традиции в культурологии совпадает с

традиции в социологическими и —шире —с научно-гумани-

культурологии тарными трактовками этого понятия, но в то же

время имеет свою специфику. При осмыслении традиции

в научный оборот вводится категория наследия —комплекса

культурных объектов, процессов, способов функционирования, репертуара

ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации)

и репродуцированию в последующем в более или менее аутентичном

виде. В качестве традиции может выступать вся совокупность

культурных форм, как институализированных, так и неинституализи-

рованных. Богатство,,.существовавших и существующих культурных

эпох в значительной степени обусловлено многообразием соответствующих

культурных традиций. Основой научного изучения традиций

следует признать не абстрактный, а конкретно-всеобщий уровень

исследования, когда оригинальность и своеобразие культурно-

исторических явлений рассматриваются в контексте типологических

особенностей культурной эпохи.

Культурная эпоха при всем своем своеобразии, наличии субкультурных

и контркультурных образований обладает рядом общих

черт, что позволяет трактовать ее как некое монолитное образование.

Но любая культурно-историческая эпоха не остается неизменной

на протяжении длительного периода: в недрах старой всегда

зарождается новая. С момента возникновения ведущих идей новой

культурной эпохи до времени гибели старой могут пройти столетия.

Так, идеи христианства зародились на рубеже двух эр, а борьба

между ранним христианством и античной традицией продолжалась

не только до его принятия Римом, но и в последующие столетия

вплоть до VI в. Длительность периода смены культурно-

исторической эпохи объясняется в данном случае тем, что христианство

находилось в диссонансном отношении к античности.

Известны и резонансные отношения последующих эпох к предыдущим

эпоха Просвещения, например, была резонансной по отношению

к рационализму XVII в. —процессы смены культурных

ориентации происходили при этом значительно быстрее. Новая эпоха

может лишь в каком-то отношении оказаться резонансной к старой,

являться продолжением одних ее характеристик и резко контрастировать,

диссонировать ей в других отношениях. Так, эпоха

Возрождения была резонансной ко многим идеям и ценностям христианства,

но в то же время диссонировала ему, выдвинув на пер-