logo
учебник Солонин, Каганов

162 Глава 7. Культурные ценности и нормы

культуры, воспитанные в духе христианского мировоззрения, а с

временная научная картина мира радикально отличается от среди

вековых представлений. Существует большое различие между о

разом мира в западной культуре и в культуре Востока. Но иног

мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него ≪изнутри

культуры≫, люди данной культуры не знают и вообразить себе на

могут без знакомства с другими культурами.

Содержание картины мира выявляется и анализируется, приводится

в форму логически упорядоченного мировоззрения философ

фией. Обычный человек, никогда не утруждавший себя философскими

размышлениями, едва ли сможет ответить на вопрос: ≪каков≫

твоя картина мира?≫. Это означат, что он не осознает свою картину)

мира, не отличает ее от самого мира, в котором живет. Тем н

менее, хоть и не в неотрефлектированном виде, картина мира

него существует. Он заимствует ее из культуры.

Картина мира включает в себя не только представления об окружающей

человека реальности и о мироздании в целом, но и определенное

отношение к явлениям и событиям действительности, определяемое

существующими в культуре ценностными ориентациями. Она!

служит средством, с помощью которого.человек адаптируется к усло-f

виям жизни и выбирает наиболее предпочтительные в них способы

поведения. Как бы ни различались картины мира в разных культурах-

каждая из них должна в какой-то степени соответствовать реальное

ти. Иначе общество, опирающееся на нее, не смогло бы сохранить

себя: если бы люди действовали на основе абсолютно неверных представлений

и неадекватных оценок, они бы просто не выжили.

Картина мира в развитых культурах, особенно в современную

эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и обще*

доступные компоненты научного знания (некоторые астрономические

сведения о космосе, физические представления о макро- и микромире,

основы биологии и пр.), и данные житейского опыта, и различного

рода верования, и социально-этические оценки явлений,

причем логика соединения всех этих разнородных элементов весьма

неопределенна, что допускает различные варианты отбора, систематизации

и истолкования содержания этой картины. Однако при

всей своей причудливости сочетания рациональных и иррациональных

мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегрирующую

функцию и объединяет различные культурные феномены

и формы в некую общую ≪раму≫, придавая им тем самым определенную

целостность.