logo
учебник Солонин, Каганов

10* ••; ' . ,• 292 Глава 12. Типологические характеристики культур

ствующие им типы и подтипы культуры не могут с полным правом

считаться образцами и формами проявления масскульта.

Сверхзадачей≫ масскульта не является провоцирование массовых

движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не

выражает дух массы≫ или ≪дух массового сознания≫. Напротив,

массовая культура выполняет очень важное социальное задание,

связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей

от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В известной

формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой

систему запретов добровольно налагаемых обществом на самого

себя, чтобы не погибнуть в ≪войне всех против всех≫. Такой системой

является и массовая культура —механизм защиты от тех

деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер

в XX в.

Различия массо- Описание массовой культуры будет неполным,

вой и немассовой если обойти молчанием проблему границ, преде-

культур лов, в которых это феномен существует, а также

механизмов и способов трансформации немассовой

культуры в массовую.

В историческом измерении существование массовой культуры

ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на социальной

арене находилась такая форма общности, как масса. Обо

всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно

говорить только как о ≪предмасскульте≫, ≪протомасскульте≫, неких

отдельно взятых фактах. Допустимо вести речь о народной, крестьянской

культуре, о культуре низов либо, напротив, о культуре аристократических

артистических кругов, других привилегированных

слоев общества. Можно противопоставлять культуры социальных

фаворитов и аутсайдеров. Но массовая культура не сопрягается ни

с какой другой социальной формой общности, кроме массовой. Мас-

скульт не ≪вырабатывается≫ ни в народе, ни в крестьянской или

рабочей среде —он существует помимо и ≪поверх≫ данных социальных

образований.

Формальные пределы масскульта безграничны —он пронизывает

все культурное пространство. Научные исследования, религиозные

акции, повседневность, художественные представления, моральные

и экономические требования, даже труд могут иметь как

масскультовый, так и немасскультовый облик. Если в историческом

ракурсе отличить культуры массовую и немассовую не составляет

особого труда, то в формально-логическом сделать это

намного труднее. Сто минувших лет —это все же не эпоха полно-