logo
учебник Солонин, Каганов

76 Глава 4. Культура и цивилизация

димостью исключить из сферы изучения фольклор (в широком понимании

данного термина, всю крестьянскую культуру, а не только

то словесно-музыкальное творчество, которое признается фольклористами),

который по всем признакам является доцивилизационным

типом культуры, родственным ее синкретическому первобытному состоянию.

Наконец, поскольку онтогенез, как известно, изоморфен филогенезу,

≪цивилизационный подход≫ выводит за рамки интересов

науки весь доцивилизационный процесс формирования культуры ребенка,

который к культуре начинает приобщаться с первых лет своей

жизни, а цивилизованным человеком становится —или не становится!

—лишь спустя многие годы учения.

Итак, что же такое цивилизация? Подойдя этому вопросу с позиции

истории, можно обнаружить, что понятия ≪культура≫ и ≪цивилизация

≫ имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает

всю историю существования людского рода начиная с

момента зарождения человеческого сознания, тогда как термин ≪цивилизация

≫ определяет особое состояние культуры, характерное для

ее развития на протяжении нескольких- последних тысячелетий.

Примечательно, что уже в египетской мифологии была осмыслена-

радикальная новизна достигнутого обществом уровня культуры. Это

нашло отражение в представлении о боге Осирисе, который ≪отучил

людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять

злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять

пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и

золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству

городов... Независимо от того, какие дары египетского бога

современная наука согласилась бы считать действительно важными

признаками цивилизации, их перечень являет собой результаты

грандиозной, культурной революции, которые, несомненно, укладываются

в рамки рассматриваемого понятия.

Культуроведческий подход в его современном, системно-си-

нергетическом преломлении приводит к пониманию исторических

изменений во взаимоотношениях между цивилизацией и культурой,,

В этом процессе можно выделить четыре основных этапа.

Для начала истории человечества был характерен материально-

духовный синкретизм, выражавшийся в нераздельности материальной

и духовной форм активности людей, в одухотворенности

всех их сколько-нибудь значимых в общественном отношении действий:

магические обряды сопровождали совершеннолетие ребенка

и погребение умершего, охоту и воину, посев и сбор урожая;

≪освящались≫ рождение нового человека и создание нового орудия

(так зарождались сохранившиеся по сей день христианские обря-