logo
учебник Солонин, Каганов

526 Глава 20. Основные культурологические течения XX в. .

постмодернизм≫, так как оно устраняет возможность рассматривать

постмодерн как историческую антитезу модерну. Напротив, считает

он, постмодернизм уже имплицитно присутствует в модерне, ибо

модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные

положения. Приставка пост- не означает движения вспять,

возврата, повтора, но скорее процедуру, выражаемую приставкой ана-:

процедуру анализа, аналогии, обращенную на некое ≪первозабытое≫.

Поэтому постмодернизм —это не конец модернизма, не новая эпоха,

а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает

основательно развиваться вместе с постмодерном. Лиотар убежден

в том, что сегодня необходимо ≪переписать современность≫, и, следовательно,

вернее было бы говорить о редактировании модерна. В то

же время модерн содержит обещания преодоления себя самого, после

чего можно будет констатировать конец эпохи и датировать начало

следующей.

Воззрения Лиотара разделяют многие западные философы, которые

рассматривают постмодерн как фазу модерного мира конца

XX в., и подчеркивают, что пост- следует __________понимать не столько исторически,

как нечто, что идет после модерности, сколько качественно,

как супермодерность, достигшую нового критического осознания

собственного прошлого и своих новых и сложных экономических,

экологических, политических, социальных, культурных задач

уже на планетарном уровне.

Основной характеристикой постмодерна Лиотар считает утрату

метанарративами (великими повествованиями) современности своей

легитимирующей силы. Под ≪великими метаповествованиями≫ и

метарассказами≫ он понимает главные идеи человечества:, идею

прогресса, эмансипацию личности, представление Просвещения о

знании как средстве установления всеобщего, поступательное расширение

и увеличение свободы, развитие разума. ≪Спекулятивной

современностью≫, вобравшей в себя все эти метанарративы, Лиотар

считает философию Гегеля. Перечисленные нарративы, как в свое

время мифы, имели цель обеспечить легитимацией определенные

общественные институты, социально-политические практики, законодательства,

нормы морали, способы мышления и т.д., но в отличие

от мифов они искали эту легитимность не в прошлом, а в

будущем. В постмодернистской ситуации не все нарративы утрачивают

доверие, уточняет позже Лиотар, множество разнообразных

микронарративов продолжают плести ткань повседневной жизни.

В центре размышлений Ж.-Ф. Лиотара об искусстве находится

проблематика ≪нерепрезентативной эстетики≫, развить которую

Лиотар стремится в противовес моделям репрезентации, утвердив-