logo
учебник Солонин, Каганов

188 Глава 9. Культура в социальном пространстве

редь призваны выполнять другие функции (например, архивы, поли-i

тические организации, образовательно-воспитательные учреждения);.

консервация культурно-значимых регламентов, феноменов,

форм культурной деятельности, их сохранение и репродуцирова-'

ние. Культура не могла бы развиваться, если бы не имела возможности

хранить и передавать накопленный опыт —тем самым обео

печивается преемственность в развитии культурных традиций.

9.2. Дисциплинарно-символические пространства

культуры

Социальные институты культуры регулируют культурную деятельность,

а она, как мы знаем, включает в себя сложный процесс

символизации, предполагающий не механическое следование усто-!

явшимся поведенческим регламентам, а наделение их смыслом;

обеспечивающий вхождение индивида в символический порядок культуры

и возможность нахождения в нем. В принципе дисциплина

рным пространством является любая форма социальной институа-

лизации —религиозная, политическая, профессиональная, экономи-,

ческая и пр. Такие пространства чаще всего не разделены

непроходимой гранью, но переплетаются, накладываются друг на друга,

вступают во взаимодействие. Дисциплинарно-символическое пространство

понятие гораздо более широкое, ибо с его помощью

удается описать не только связи и отношения, зафиксированные на>

уровне формальных регламентов социально-институционализированных

формообразований, которые имеют более или менее четкое

юридическое закрепление, но и те отношения, которые размыкаются

в широкий культурный контекст, ускользая от непосредственного

государственно-политического контроля.

Социальные институты культуры в большей степени являются

именно дисциплинарно-символическими пространствами, нежели

жесткими социальными институтами (хотя последнее полностью,

не исключается). С одной стороны, границы и условия компетен-i

ции дисциплинарно-символических пространств культуры не все-i

гда строго регламентированы: они имеют четкий перечень вариа

ций ≪на все случаи жизни≫, допуская большую свободу индивида. Щ

театре, в музее, на празднике, в приватной жизни мы чувствуем^

меньше стеснения, чем на работе и в суде. С другой же стороны, й

силу того что символический порядок не ограничен рабочим временем

и служебными обязанностями, они неотступны, действенны

даже в ситуациях, когда мы избавлены, казалось бы, от непосред-