logo
учебник Солонин, Каганов

180 Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур

эффективное разрешение непосредственно стоящих перед обще

ством и человеком конкретных проблем, вырабатывается в ходе

исторического развития. Очень часто новые культурные формы,]

прежде чем стать общепринятыми, вырабатываются в тех видах-

культурной деятельности, в которых не реализуются насущные по

требности конкретного сообщества. Тем не менее именно в них

отражается способность всей культуры вообще и каждого отдельного

человека в частности отражать действительность, трансформиро-*

вать свои поступки согласно возникающим изменениям, вносить)

элемент новизны. Инновации напрямую зависят от индивида, оц

его способностей к творческой активности, а также от возможностей

общества воспринимать, интегрировать и адаптировать ре

зультаты такой активности.

Антитезой традиционным, или ориентированным на традиции,

культурам можно считать культуры, активно поддерживающие ин

новации. Выработка нового в таких сообществах всячески поддерживается,

возникающие в индивидуальном сознании идеи и культурные

формы распространяются в обществе, внедряются в noJ

вседневность, что создает возможность для социокультурных

трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном

развитии. Даже сами процедуры распространения, принятия или

неприятия, модификации, институционализации могут являться инновационными

процессами, выступать механизмом провоцирования

и поддержания новых форм. Культура Европы —Нового времени и

современная —носит отчетливо выраженный инновационный характер.

Европейское общество в целом, так же как и отдельный его

представитель, ориентировано на обновление, выработку новых культурных

форм. Причем этот процесс все более ускоряется. Традиции,

традиционность зачастую сознательно игнорируются, что провоцирует

утрату индивидуальной и коллективной культурной идеи

тичности и создает реальную угрозу стабильности существования

всего человеческого сообщества.

Соотношение между традицией и новацией зависит от конкретно-

исторических условий и связано с динамикой становления личностного,

индивидуального начала в культуре. В целом можно говорить,

что развитие человеческого общества сопровождалось все

большим обособлением человека, обретением им свободы и независимости

от диктата традиции. Тем не менее процесс индивидуа-

ции, развития индивидуальной активности, не был прямолинейным и

неизменно поступательным. Эпохи доброжелательного отношения к

индивидуальности сменялись периодами, когда к проявлениям уникальности

относились с подозрением: за одними социальными груп-